Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

РБКБизнес

Российские дороги повернули на Восток

Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

Текст: Роман Спавленко, Елена Шиян

Изменения последних лет сделали основными трендами в транспортно-логистической сфере импортозамещение, переориентацию на Восток и цифровизацию, говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.

«Основной объем экспорта зарождается в центре страны, а импортные потоки заходят со стороны дружественных стран, преимущественно азиатских. Это требует настройки логистической инфраструктуры — дорог, логистических центров, расширения приграничных пунктов для обеспечения бесшовного товаропотока, в том числе транзитного», — объясняет эксперт.

Решить эти задачи призваны нацпроекты «Развитие транспортной инфраструктуры» и «Инфраструктура для жизни», рассказывал на выступлении в Совете Федерации министр транспорта Роман Старовойт. Они придут на смену нацпроекту «Безопасные дороги» и комплексному плану модернизации транспортной инфраструктуры, завершающимся в этом году. По словам министра, финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы оценивается примерно в 14 млрд руб.

Какой путь дороже

Около 60% средств по проекту «Транспорт» предлагается направить на развитие железнодорожной сети, следует из презентации Минтранса, имеющейся у «РБК Отраслей». Это прежде всего федеральные проекты, развивающие связи России со странами глобального Юга: расширение Восточного полигона (БАМ и Транссиб), выходы к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов и мультимодальный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг».

Также будет финансироваться создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, связывающих российские регионы, и развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.

На втором месте по объемам финансирования — проекты по строительству автомобильных дорог. Только крупные стройки оцениваются более чем в 3 трлн руб. Кроме того, стоит задача привести в нормативное состояние 60% региональных дорог и 85% дорожной сети в агломерациях, сообщал Минтранс. В этом сегменте самая высокая доля бюджетного финансирования — более 96%.

На развитие морских портов предлагается направить более 330 млрд руб., а на реконструкцию и строительство 75 аэродромов и аэровокзалов — около 350 млрд руб. Цель — повысить авиационную подвижность населения на 50% к уровню 2023 года.

Окончательные параметры нацпроектов должны быть представлены до конца 2024 года.

Кто куда едет

Особое внимание сейчас уделяется развитию МТК «Север — Юг» протяженностью 7200 км между морским портом Санкт-Петербург и индийский портом Мумбай и МТК «Восток — Запад» в 10 тыс. км, соединяющим Юго-Восточную Азию с Европой через Китай, Монголию и Россию. Эти маршруты имеют критически важное значение для улучшения транспортно-логистической связанности в Евразии, заявлял в начале лета вицепремьер РФ Алексей Оверчук.

Ожидается, что грузопоток по МТК «Север — Юг» к 2030 году возрастет с 15 млн т в год до 41–45 млн т, а далее и до 60– 100 млн т. Для исполнения этих планов Россия финансирует стройки не только внутри страны, но и за ее пределами, отмечает обозреватель официального издания Минтранса «Транспорт России» Ирина Полякова. Так, чтобы обеспечить прямой доступ российских товаров в крупнейший порт Ирана Бендер-Аббас, а значит, и на рынки густонаселенных Афганистана, Пакистана и Индии, российское правительство предоставляет Ирану кредит в €1,3 млрд на достройку участка железной дороги, которая обеспечит сквозное сообщение по всему МТК.

В коридоре МТК «Восток — Запад» продолжается строительство автомагистрали М-12, доведенной до Казани. В этом году по ней можно будет доехать уже до Екатеринбурга, а в 2025 году — до Тюмени, указано на сайте «нацпроекты.рф».

В условиях санкций резко выросла загрузка железнодорожного участка МТК — Восточного полигона железных дорог. В 2023 году РЖД вывезли рекордный объем грузов в восточном направлении — более 288 млн т, включая не только экспортные, но и внутрироссийские грузы. Это на 4% больше, чем в 2022 году, и в три раза больше, чем десять лет назад. По итогам первого полугодия 2024 года загрузка выросла еще на 3,3%, сообщила «РБК Отраслям» пресс-служба РЖД.

Со следующего года планируется начать новый этап расширения Восточного полигона, который позволит к концу 2035 года увеличить его пропускную способность по экспортным грузам с 180 млн до 270 млн т, говорил министр транспорта Роман Старовойт.

Курс на север

Морской транспорт занимает 60% в экспортно-импортных операциях страны и его развитию уделяется особое внимание, отмечает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. К концу 2023 года общая мощность морских портов России составила, по данным ресурса «нацпроекты.рф», 1,322 млрд т, почти на 12% больше, чем в 2020 году.

Однако сейчас не все существующие портовые мощности загружены, так как пока не везде хватает провозной мощности железных дорог, отмечает Дмитрий Завьялов.

Учитывая ограничения по транспортировке грузов по железной дороге на дальневосточном направлении, правильным шагом будет перемещение экспортных товаров с железнодорожных маршрутов на Северный морской путь (СМП), сообщил «РБК Отраслям» гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.

Для этого необходимо расширить флотилию ледоколов, отмечает Дмитрий Завьялов. Кроме того, необходимо создание мультимодальных речных хабов, способных интегрировать маршруты в Обь-Иртышском и Енисейском бассейнах, а в перспективе — и в Ленском бассейне, также требуется модернизация речного флота, включая сухогрузы, буксиры и земснаряды, продолжает Максим Данькин. В 2023 году по СМП перевезено 36,2 млн т грузов, а к 2030 году можно было бы увеличить грузопоток на 5–6 млн т в год, считает он.

Как следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на три года, на развитие федерального проекта Большого Северного морского пути (БСМП) в 2025 — 2027 годах планируется выделить 175 млрд руб. Он охватит 8 тыс. морских миль, что почти в три раза больше традиционного СМП, с возможностью задействования портов Архангельск, Санкт-Петербург и Калининград.

14 млрд руб. — во столько оценивается финансирование транспортной составляющей новых нацпроектов на 2025–2030 годы

Транспорт переходит на «цифру»

Бизнес активно вкладывается в цифровизацию отрасли, отмечает Дмитрий Завьялов. Логистическая отрасль испытывает ощутимый кадровый голод, и цифровые решения, роботизация помогают снизить остроту проблемы, отмечает он.

Например, FESCO, одна из крупнейших российских транспортно-логистических компаний, внедряет искусственный интеллект в работу с контейнерами во Владивостокском морском торговом порту и разрабатывает «умного» помощника, который поможет экипажам судов компании ориентироваться в международном морском праве, сказал «РБК Отраслям» представитель компании.

В РЖД сейчас работают 28 систем с технологиями ИИ, рассказывал заместитель гендиректора корпорации Евгений Чаркин. Например, около 50% всех обращений клиентов РЖД обрабатывается голосовым роботом-помощником Максимом. Сервис речевых пометок машиниста передает специальным службам информацию о нарушениях, озвученных машинистом на маршруте, а технология «Виртуальная сцепка» позволяет сократить интервалы между поездами, собирая по радиоканалам информацию от локомотивов.

ИИ помогает даже в решении кадровых вопросов: робот-рекрутер РЖД способен делать в день до 8 тыс. звонков соискателям, приводит пример Евгений Чаркин.

Фото: Илья Наймушин/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я его слепила Я его слепила

С помощью нижнего белья Микаэла Старк превращает тело в предмет искусства

Vogue
«Я вас понял!» «Я вас понял!»

Искренне ли Шарль де Голль полагал, что Алжир может остаться французским?

Дилетант
Выживут только хулиганы Выживут только хулиганы

Как следует воспринимать хулигана сегодня и почему он все еще соль земли

Правила жизни
Ученые показали, что кожа может восстанавливаться без шрамов Ученые показали, что кожа может восстанавливаться без шрамов

Можно ли выращивать новые волосяные фолликулы в коже?

ТехИнсайдер
«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы

Нейромаркетинг изучает потребительское поведение и маркетинговые стратегии

Вокруг света
Палеонтологи нашли родственников европейских драконов-ольма в Казахстане Палеонтологи нашли родственников европейских драконов-ольма в Казахстане

У современных амфибий-драконов нашлись древние родственники

ТехИнсайдер
В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита

Археологи проанализировали каменные артефакты из памятника Куэва-Мильян

N+1
Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
«Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых» «Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых»

«Извне»: хоррор, который заслуживает вашего внимания

Forbes
Что такое овершеринг: причины этого явления и способы с ним справиться Что такое овершеринг: причины этого явления и способы с ним справиться

Почему некоторые люди склонны рассказывать о себе слишком много?

Psychologies
Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру

За что викторианская эпоха выбрала Уайльда козлом отпущения

СНОБ
Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров

Почему фермеры отказываются от разведения коров в пользу экзотических моллюсков

Forbes
ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия

Продолжительность жизни можно увеличить, изменив пищевые привычки

Агроинвестор
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
Жизнь на Венере может развиваться в серной кислоте Жизнь на Венере может развиваться в серной кислоте

Биомолекулы, липиды, могут сохранять свою структуру в серной кислоте Венеры

ТехИнсайдер
Доппельбоди-хоррор Доппельбоди-хоррор

«Другой человек»: проблема двойников в эпоху бодипозитива

Weekend
Ушаковы Ушаковы

Дворянских родов, носящих фамилию Ушаковы, в России было несколько

Дилетант
Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу Что может спровоцировать рак молочной железы и можно ли его вылечить на последней стадии? 10 вопросов врачу-онкологу

Октябрь — месяц осведомленности о раке молочной железы. Несколько вопросов о нем

СНОБ
«Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями «Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями

Женщины России, которые смогли стряхнуть пыль со слова «музей»

Forbes
Не плачь, ты же мужчина! Почему сильный пол избегает походов к врачу и как это сокращает жизнь Не плачь, ты же мужчина! Почему сильный пол избегает походов к врачу и как это сокращает жизнь

Стремление соответствовать образу «настоящего мужчины» может стоить вам жизни

ТехИнсайдер
Кто такие дэдбоды — новый (и хорошо знакомый) тип мужчин, которых боготворят в соцсетях Кто такие дэдбоды — новый (и хорошо знакомый) тип мужчин, которых боготворят в соцсетях

Отцы снова в тренде — или, по крайней мере, их внешность

Psychologies
Единым фронтом Единым фронтом

Сразу после вторжения Франции в Алжир стало понятно, что спокойно тут не будет

Дилетант
10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования 10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования

Культовые модели Jeep

4x4 Club
Такой разный стресс Такой разный стресс

Чем полезен и вреден стресс для организма?

Здоровье
Почему нам нравятся истории о привидениях Почему нам нравятся истории о привидениях

Почему людей привлекают страшные истории?

ТехИнсайдер
Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа

Программа, которая облегчает выявление генетических причин тяжелых заболеваний

Наука и техника
Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР

Что общего между автомобилем “Жигули”, одеколоном и молоком в треугольничках?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении