Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов
Все учились взаимодействию с окружающим миром, дружбе и любви по разным мультикам. Кто-то — по советским, кто-то — по диснеевским. Например, 17 октября на российские экраны выходит фильм «Бемби. История жизни в лесу» — новая кинематографическая версия истории о всемирно известном олененке. Такие фильмы несут важные уроки, которые помогают детям формировать эмоциональный интеллект.
Идея о том, что гаджеты — вселенское зло, закрадывается в голову родителей все чаще и чаще. Но просмотр видео — история нейтральная. И в наших силах переманить детей на сторону света. Секрет лишь в том, чтобы подбирать грамотный контент, который пойдет на пользу — например, поможет в развитии эмпатии.
Так что видео могут быть полезными. Надо лишь уметь ими грамотно пользоваться. О тонкостях процесса рассказывает практикующий семейный психолог, автор книг «Играй, Агата!», «Ген борща», «Дети и деньги» Катерина Демина.
Не вместо, а вместе
Сегодня у многих родителей возникает масса вопросов к контенту, который малыши и тинейджеры потребляют в сети. И порой разумным решением кажется оградить детей от «залипания» в гаджетах в целом. Но это чревато извечными проблемами: запретный плод сладок, его будут пытаться добыть любыми способами, градус одержимости будет лишь расти.
Так родители сами вызывают нездоровый ажиотаж, и ребятам уже не до выбора видео, когда удается добиться своему — только бы посмотреть, и все равно что. Поэтому важно не запрещать, а направлять.
Важно придерживаться нескольких правил
- Воспитывайте в детях вкус и требовательность к выбору контента. Проще это сделать, показывая пример. Поэтому не оставляйте детей наедине с контентом, будьте рядом, выбирайте и смотрите мультфильмы и фильмы вместе.
- Подбирайте контент по возрасту. Воспитательную функцию анимационные фильмы выполняют только в том случае, если посыл достигает адресата. Малыш не вынесет ничего из мультиков для школьников, а для школьников «герои детства» превратятся в пустую жвачку, инфошум, ту самую бессмысленную потерю времени, которой так боятся взрослые (и правильно делают).
- Обязательно обсуждайте увиденное. Да, хорошие мультфильмы и фильмы вызывают эмоцию и содержат ту или иную мораль, тем самым уже воспитывая в ребенке эмоциональный интеллект, наводя на мысли о морально-этических ценностях. Но для закрепления материала важно, чтобы значимый взрослый своими словами проговорил то, что стоит усвоить. Так мы акцентируем внимание на ценностях и выводим их на уровень жизненных правил и принципов.
Давайте посмотрим на примерах, как это работает.
1Малышам — «Малышарики»
Дети до двух-трех лет в состоянии испытывать и отличать только несколько базовых эмоций. Это важно помнить, поскольку более тонкие настройки и глубокий смысл мультиков «на постарше» они просто не поймут. Они будут следить за сюжетом (поскольку, когда есть сюжет, есть и эмоции), но не более того. В этом смысле малышам гораздо больше подойдут «Малышарики», «Летающий звери», «Зебра в клеточку». Они очень точно сделаны с точки зрения психологии.