Затянуть ниже пояса
По просьбе «Правил жизни» дипломированный философ Алиса Загрядская рассказывает о том, что такое телесные иерархии и как они связаны с юмором, и объясняет, почему шутки ниже пояса одинаково смешны и для наших современников, и для гуманистов эпохи Ренессанса.
Даже самые интеллигентные люди нет-нет да и посмеются неприличным шуткам, как пятиклассники. От этого не были свободны даже великие. Пушкин порой писал непристойные эпиграммы, а Моцарт, по свидетельствам современников, и вовсе сквернословил как одержимый. Почему ни возраст, ни интеллект, ни регалии не освобождают от власти непристойного смеха?
На эту тему многое могут сказать психоаналитики. Однако психоанализ – продукт эпохи, когда люди довели себя до таких неврозов, что потребовалось платить специальному врачу, чтобы немного расслабиться и назвать вещи своими именами. Такой необходимости не было у человека прежних времен, когда ужас перед функциями собственного тела был не так силен, а скатологическая и эротическая тематики обсуждались свободнее.
В определенный момент в западном мире канон приличий стал укрепляться – а вместе с ним начали развиваться и практики смеховой культуры, которые позволяли канализировать свои переживания и высмеивать новые правила. Со временем низовой юмор казался все более непристойным, заставляя добропорядочных людей краснеть (и прыскать в кулак). Расскажем о том, как устанавливались правила этикета в Европе и почему неприличные шутки локализованы именно ниже пояса.
Как установился официальный канон приличий
В ренессансных сочинениях по этикету можно встретить советы не чесаться на официальных мероприятиях и не разевать рта во время пережевывания пищи. Сегодня они кажутся разумными, но так было не всегда. Чтобы устраивать демарши, нужно сначала установить законы приличий. Этим европейская культура занялась в эпоху Возрождения. Быть свирепым феодалом, который чуть что сносит противникам головы, теперь было недостаточно. От аристократа требовалось плести интриги, доказывать свою нужность монарху, танцевать на балах и посещать торжественные обеды. В это время усложнился придворный церемониал, сложился «высокий» танец и застольный регламент, а приемы стали местом, где можно блеснуть остроумием и выгодно подать себя – с политическими целями. Словом, сформировалась светская культура, этикетные установления которой затем скопирует новый класс, буржуазия.