Следы птиц на мокрой глине
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Иван Бунин
В XVII веке итальянский купец Пьетро делла Валле, вернувшийся из путешествия по восточным странам, скопировал с кирпичей дворца Дария I в Персеполе изображения горизонтальных и вертикальных черточек, выстроенных в ряды. И хотя он в шутку сравнивал их со следами птиц на мокрой глине, будучи человеком образованным и немало повидавшим в странствиях, предположил, что это не просто узор, а древние письмена, возможно, те самые, которые древние историки Геродот и Страбон называли «ассирийскими буквами». Даже высказал догадку, что читать такой текст следует слева направо, потому что острия горизонтальных клиньев направлены в правую сторону. Позже европейские любители древностей стали привозить с Востока не только рисунки, но и небольшие глиняные таблички, испещренные неизвестными клиновидными символами, и в научный обиход вошло новое слово «клинопись».
Впервые его употребил в 1700 году британский востоковед Томас Хайд в книге «История религии древней Персии». Однако попытки расшифровать или хотя бы понять принцип древних надписей казались в то время настолько невозможными, что в ученом мире даже стали высказываться сомнения, а действительно ли клиновидные знаки имеют отношение к письменности…
Пройдет целое столетие, прежде чем таинственные знаки будут разгаданы. В 1802 году 27‑летнему учителю греческого языка из немецкого города Геттингена, страстному любителю шарад и ребусов Георгу Фридриху Гротефенду удастся прочитать древнеперсидскую надпись VI—V веков до н. э.
Следующим шагом стала находка надписи царя Дария Великого (522— 486 гг. до н. э.) – трехъязычный клинописный текст, высеченный на скале Бехистун на древнеперсидском и двух неизвестных языках, принадлежащих, как предположили ученые, месопотамским народам. В 1830‑х годах ее скопировал военный советник Ост-Индской компании в Иране, страстный любитель истории Генри Кресвик Роулинсон. Вскоре ему удалось прочесть персидскую часть надписи. Сложнее дело обстояло с двумя другими частями, язык которых никто в то время определить не смог.
Знаковым событием стало открытие английским путешественником и дипломатом Остеном Генри Лейардом и его преемником Ормуздом Рассамом при раскопках Куюнджикского холма на левом берегу Тигра Ниневии, древней столицы Ассирии, о которой не раз упоминалось в Библии. В середине XIX столетия в руинах дворца была найдена знаменитая библиотека последнего ассирийского царя Ашшурбанипала, содержащая десятки тысяч обожженных глиняных табличек, покрытых клинописными надписями.
В 1857 году Королевское Азиатское общество в Лондоне провело следующий эксперимент: ученым-ориенталистам Генри Роулинсону, Эдварду Хинксу, Юлиусу Опперту и Уильяму Талботу была поручена работа с недавно обнаруженной надписью времен правления ассирийского царя Тиглатпаласара I. Они должны были прочесть ее независимо друг от друга и предоставить полученные переводы на суд специально созданной для этой цели комиссии в запечатанных конвертах. Когда конверты вскрыли, оказалось, что расхождений в переводах, сделанных четырьмя учеными, почти нет! Так шаг за шагом мир все ближе подбирался к разгадке письма пока еще неизвестного науке народа, упоминаний о котором не было ни в античных источниках, ни в Библии.
Сопоставляя известные науке данные об истории и культуре жителей древних городов Месопотамии работавший во Франции немецкий востоковед Юлиус Опперт предположил, что именно этот народ и был изобретателем письменных знаков. Опираясь на встречавшийся в клинописных текстах титул древних царей – šar Šumeri u Akkadî – «царь Шумера и Аккада», он назвал этот народ «шумерами», а их язык – «шумерским». Вскоре гипотезу Опперта подтвердили и археологи, обнаружившие в Южной Месопотамии руины древнейших шумерских городов, восходящих к концу IV тысячелетия до н. э. Более того, по статуэткам богов и людей, барельефам и росписям на стенах мир смог увидеть самих шумеров. Это были невысокие, коренастые, круглолицые люди с большими глазами, которые, судя по всему, любили красиво одеваться и имели обыкновение брить голову, отчего их крупные носы казались еще больше.
В результате раскопок, проводившихся в 1877—1901 годах в Месопотамии, в распоряжение ученых поступил большой объем артефактов материальной культуры, дающих представление о шумерском образе жизни, культуре, науке, экономике. Оказалось, что этот народ, невесть откуда прибывший на земли между Тигром и Евфратом, уже пять тысяч лет назад знал о колесе, гончарном круге, астрономии, математике, календаре, единой системе мер и весов, деньгах, парламенте, юридических законах, многих других технических и социальных штуках, которыми весь цивилизованный мир продолжает пользоваться и сегодня, потому что ничего толковее придумать не смог.
Так, идя по «следам птиц на мокрой глине», ученые открыли цивилизацию изобретателей письменности.