Кино
В кино существует множество направлений, самые заметные из них иногда называют волнами. Эти течения друг с другом неразрывно связаны и в большинстве случаев появлялись под влиянием глобальных исторических изменений. «Правила жизни» публикуют гид по самым значимым направлениям кинематографа и выясняют причины их возникновения и заката.
Итальянский неореализм
1945–1955
Итальянский неореализм возник в противовес пропагандистскому кинематографу Муссолини в конце Второй мировой войны. Киностудии были в плачевном состоянии, а главные действующие лица киноиндустрии дискредитировали себя связями с фашистским правительством. Все это привело к появлению на съемочных площадках новых героев. В основе течения стояли кинокритики журнала Cinema. В отсутствие бюджетов и дорогостоящей техники режиссеры вышли на улицы, чтобы запечатлеть социальные проблемы разоренной послевоенной Италии. Съемки велись при естественном освещении, а в кадре оказывались непрофессиональные актеры, которые нередко работали без утвержденного сценария. Главными героями нового итальянского кино стали бедняки, а основной объединяющей темой – демонстрация послевоенной реальности без прикрас и декораций. Поиск работы и средств к существованию стал сквозным сюжетом картин вплоть до середины 1950-х, когда в стране случилось так называемое экономическое чудо. Спустя десятилетие после поражения в войне итальянское общество наконец встало на ноги, а популярность неореализма постепенно сошла на нет и уступила место великим режиссерам-модернистам 1960-х.
Италия:
«Рим – открытый город», Роберто Росселлини, 1945
«Похитители велосипедов», Витторио де Сика, 1948
«Рим в 11 часов», Джузеппе де Сантис, 1952
«Дорога», Федерико Феллини, 1954
«Самая красивая», Лукино Висконти, 1951
Советская новая волна
(оттепельное кино) 1956–1968
Началом советской новой волны можно считать ХХ съезд КПСС, главным событием которого стало осуждение культа личности Сталина. У деятелей искусства отпала необходимость в возвеличивании советского человека. Молодые режиссеры получили возможность переместить фокус внимания с трудового коллектива на частную жизнь и задались вопросом взаимодействия личности с социумом. Изменения коснулись и формы нового кинематографа. Освободившиеся от жестких рамок цензуры кинематографисты могли позволить себе эксперименты с длиной планов, новыми ракурсами и операторской работой. Модные в СССР итальянские режиссеры 1960-х – Микеланджело Антониони и Федерико Феллини – тоже оказали влияние на стиль советских коллег по цеху. Это выразилось в попытках режиссеров заглянуть внутрь себя и поднять в кино вопрос о смысле существования художника. Новая советская волна оборвалась с вводом советских танков в Чехословакию, а на смену оттепельному кино пришли фильмы эпохи застоя.