В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техникаПутешествия

Северный полюс – 2024. Новые рекорды

Беспалова Наталья

Фото полета Федора Конюхова и Игоря Потапкина. Источник: konyukhov.ru

В июле 2024 года наши соотечественники Федор Конюхов и Игорь Потапкин совершили путешествие к Северному полюсу, которое стало уникальным сразу по нескольким параметрам. До сих пор никто в мире не делал ничего подобного.

Федор Конюхов и Игорь Потапкин. Источник: konyukhov.ru

Федор Филиппович Конюхов в представлении не нуждается. Второй участник экспедиции, Игорь Потапкин, – личность тоже легендарная, но в сравнительно узких кругах. Мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион мира, вице-президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России и, в числе прочего, руководитель подмосковного аэроклуба «Турово», где летают на парапланах, дельтапланах, паралетах, мотопарапланах, мотодельтапланах... Словом, на аппаратах, которые дают возможность сполна насладиться чувством полета, а не просто быстро переместиться из пункта А в пункт В. А еще там проводят летные фестивали, которые в узком кругу пилотов называют «тестивалями», ведь на них не только соревнуются в искусстве пилотирования, но и тестируют новые конструкции и материалы. И генерируют безумные идеи.

Фото с «Тестиваля» в Турово, 2019 год. Источник: ВК

«Тестивали» в Турово собирают участников из самых отдаленных уголков огромной страны. Люди общаются, обмениваются опытом, и, конечно же, приглашают коллег к себе в гости. Слово за слово, и появилась идея грандиозного перелета на паралетах через всю Россию с запада на восток – из Санкт-Петербурга во Владивосток. Чтобы по дороге встретить всех друзей. В 2020 году ее осуществили. Дистанция в 9700 км пролегла через 23 региона РФ. В рамках проекта был установлен мировой рекорд по дальности полета на паралете.

А вскоре родилась новая идея – пересечь теперь страну не с запада на восток, а севера на юг, от Белого моря к Черному. Именно на этом этапе к процессу подключился Федор Филиппович Конюхов.

Маршрут перелета на мотопараплане

В ходе новой экспедиции, стартовавшей 5 июня 2022 года, было установлено два абсолютных мировых рекорда по дальности беспосадочного перелета на паралете. Федор Конюхов и Игорь Потапкин преодолели дистанцию в 1039,7 км, находясь в воздухе 13 часов 17 минут, побив свой собственный совсем свежий рекорд – 631,2 км за 7 часов 52 минуты. Предыдущий рекорд, установленный в 2018 году польским пилотом Кшиштофом Ромицки, составлял 427 км.

Фото перелета от Белого к Черному морю. Источник: Миасский рабочий

Пока готовились к перелету от Белого моря к Черному, созрел еще один грандиозный замысел – беспосадочный перелет от Земли Франца-Иосифа до Северного полюса. Первая попытка была сделана в августе того же года. Для полета выбрали сверхлегкий паралет «Скат-3», специально доработанный для такого путешествия. Его разработчиком и производителем является российская компания ПарААвис.

Паралет «Скат-3»

Технические характеристики следующие:

  • вес конструкции – тележка, мотор и крыло – 150 кг;
  • двигатель – четырехтактный, 50-сильный;
  • запас топлива (бензин) – 150 л;
  • площадь крыла – 42 м2;

Паралет оснащен топливными баками увеличенного объема, современным навигационным оборудованием и средствами связи. Используемое топливо – бензин АИ 95.

Из Мурманска на остров Рудольфа (ближайшую к полюсу сушу) парапланеристов доставил атомный ледокол «50 лет Победы». Затем, находясь на его борту, следовало выбрать площадку, подходящую для старта (взлет предполагался с пакового льда). Полет должен был проходить по 57 меридиану, чтобы в случае аварии идущий следом ледокол мог найти и подобрать пилотов, не испытывая слишком больших трудностей и не нарушая собственных планов. Ледокол вез пассажиров по тому же меридиану к полюсу в рамках туристического круиза, и расписание у него было довольно жесткое.

Атомный ледокол «50 лет Победы». Источник: Википедия

Такие арктические круизы уже стали делом привычным, но одно дело достичь Северного полюса в теплой каюте сверхсовременного ледокольного судна с атомным реактором, и совсем другое – долететь на паралете. Полет над Северным ледовитым океаном – совсем не то, что над сушей в умеренных широтах. Придется столкнуться с такими трудностями, как обледенение аппарата, иной режим работы двигателя в холодном и разреженном полярном воздухе, затрудненное ориентирование на местности. Кроме того, при беспосадочном перелете над нестабильными ледовыми полями как никогда актуальной становится проблема предельного веса, а следовательно, количества топлива, которое можно с собой взять.

Паралет с обтекателем. Источник: konyukhov.ru

Попытка лета 2022 года оказалась неудачной. Подвела вроде бы мелочь, что лишний раз подтвердило известную истину: в Арктике мелочей не бывает. Взлетная площадка, которую удалось найти, была далека от идеала, ее покрывали обширные лужи талой воды, и пилот Игорь Потапкин принял решение не одевать при взлете солнцезащитные очки, чтобы не ухудшать видимость и лучше выбрать направление при разгоне. Взлетели нормально, но затем пришлось лететь навстречу солнцу, которое в летнее время к вечеру уходит на север и в полночь висит прямо над полюсом. Ощущения при этом были фантастические, но потом солнце начало невыносимо слепить глаза, и стало ясно, что очки были бы отнюдь не лишними. И вот при попытке их надеть прямо в полете встречным ветром сорвало шлем. Отлетев назад, он повредил винт паралета. Пришлось спустя 3 часа и 172 км пути делать вынужденную посадку. Из хорошего: сесть удалось прямо по курсу точно на 57 меридиане, и посадка была мягкая. Спустя 7 часов путешественников подобрал сопровождающий ледокол.

Неудача не только не заставила опустить руки, а еще больше разожгла азарт. Игорь Потапкин утверждает, что эта первая попытка дала даже больше интересного опыта, чем мог бы дать благополучный перелет до самого полюса. К тому же в тот год путешественников ждала впереди очень нехорошая облачность. Как знать, может вынужденная посадка была и к лучшему.

В 2024 году попытку решили повторить, учтя все прежние ошибки. Параплан снова доработали. Опыт первого полета показал, что машина нуждается в обтекателе. Иначе экипаж, и особенно сидящий впереди второй пилот, принимая на себя весь удар встречного ветра, очень быстро теряют тепло.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
«Мне важно участвовать в чем-то нужном людям» «Мне важно участвовать в чем-то нужном людям»

Зачем герои Марка Эйдельштейна платят стриптизершам

Правила жизни
Балтийский берег Балтийский берег

Где лучше всего отдыхать на Балтийском море

Лиза
Операторы просят отложить вступление в силу новых правил продажи сим-карт иностранцам Операторы просят отложить вступление в силу новых правил продажи сим-карт иностранцам

Операторы попросили отложить новые требования по продаже сим-карт

Forbes
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
Отпуск на водах Отпуск на водах

Какова цена оздоровительного путешествия

Деньги
Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей

Почему одинаковые электромобили по-разному проявляют себя в разных концах света

Maxim
День апельсиновой битвы и праздник кур: самые необычные торжества разных народов мира День апельсиновой битвы и праздник кур: самые необычные торжества разных народов мира

Удивительные праздники со всех уголков мира

ТехИнсайдер
Гаджеты на колесах Гаджеты на колесах

Во сколько обходятся россиянам автомобильные инновации

Деньги
Смотри, не двинься Смотри, не двинься

5 сериалов с психотерапевтическим эффектом для мужчин (и не только)

Men Today
ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия

Продолжительность жизни можно увеличить, изменив пищевые привычки

Агроинвестор
Несбыточная «четверка» Несбыточная «четверка»

Почему неадекватный таргет по инфляции является реальной проблемой

Монокль
Физики порадовали астрономов улучшенным детектором одиночных фотонов инфракрасного диапазона Физики порадовали астрономов улучшенным детектором одиночных фотонов инфракрасного диапазона

Физики разработали детектор одиночных фотонов инфракрасного диапазона

N+1
«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» «Гоголя почитайте, камон,— все то же самое»

Куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти

Weekend
Как подготовить машину к зиме: советы экспертов Как подготовить машину к зиме: советы экспертов

Ценные советы, которые помогут защитить транспорт от зимних катаклизмов

Maxim
Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют» Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют»

Актриса Ирина Темичева раскрывает секрет долгих и счастливых отношений

Maxim
Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие? Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие?

Почему мужчины применяют насилие после отказа женщины

Psychologies
Расстройства сна: самые страшные болезни, связанные с недостатком качественного отдыха Расстройства сна: самые страшные болезни, связанные с недостатком качественного отдыха

Рассказываем о сонных недугах, пережить которые не пожелаешь даже врагу

ТехИнсайдер
Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве» Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»

Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее и поездках на Кольский полуостров

СНОБ
Образ жизни без кредита у организма Образ жизни без кредита у организма

Сеть клиник Biorise осваивает биохакинг

Монокль
Их разыскивает Интерпол: какие инструменты защиты действуют при экстрадиции Их разыскивает Интерпол: какие инструменты защиты действуют при экстрадиции

Какие существуют инструменты защиты для тех, кто объявлен в международный розыск

Forbes
Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов

Что такое цифровая усталость и почему люди переходят на кнопочные телефоны

Forbes
Афалины улыбнулись друг другу во время игры Афалины улыбнулись друг другу во время игры

Дельфины демонстрировали открытый рот и копировали мимику сородичей

N+1
Почему россияне так стремительно выгорают: новое исследование Почему россияне так стремительно выгорают: новое исследование

Профессиональное выгорание становится похожим на эпидемию

Psychologies
Семь причин мешков под глазами Семь причин мешков под глазами

Какие факторы способствуют появлению отеков под глазами

Здоровье
Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана

Ольга Нижельская: как усталость от чужих текстов побуждает написать свой

СНОБ
Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать

Как развить навык сосредоточенности?

Psychologies
Как устроено женское сексуальное желание Как устроено женское сексуальное желание

Женщина может испытывать возбуждение, но не хотеть секса. Это нормально

Psychologies
ИИ наступает: что ждет российский агротех ИИ наступает: что ждет российский агротех

Зачем фермерам искусственный интеллект и беспилотники

Inc.
Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше

Где должен быть установлен капитанский мостик — на корме или на носу корабля?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении