В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техникаПутешествия

Северный полюс – 2024. Новые рекорды

Беспалова Наталья

Фото полета Федора Конюхова и Игоря Потапкина. Источник: konyukhov.ru

В июле 2024 года наши соотечественники Федор Конюхов и Игорь Потапкин совершили путешествие к Северному полюсу, которое стало уникальным сразу по нескольким параметрам. До сих пор никто в мире не делал ничего подобного.

Федор Конюхов и Игорь Потапкин. Источник: konyukhov.ru

Федор Филиппович Конюхов в представлении не нуждается. Второй участник экспедиции, Игорь Потапкин, – личность тоже легендарная, но в сравнительно узких кругах. Мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион мира, вице-президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России и, в числе прочего, руководитель подмосковного аэроклуба «Турово», где летают на парапланах, дельтапланах, паралетах, мотопарапланах, мотодельтапланах... Словом, на аппаратах, которые дают возможность сполна насладиться чувством полета, а не просто быстро переместиться из пункта А в пункт В. А еще там проводят летные фестивали, которые в узком кругу пилотов называют «тестивалями», ведь на них не только соревнуются в искусстве пилотирования, но и тестируют новые конструкции и материалы. И генерируют безумные идеи.

Фото с «Тестиваля» в Турово, 2019 год. Источник: ВК

«Тестивали» в Турово собирают участников из самых отдаленных уголков огромной страны. Люди общаются, обмениваются опытом, и, конечно же, приглашают коллег к себе в гости. Слово за слово, и появилась идея грандиозного перелета на паралетах через всю Россию с запада на восток – из Санкт-Петербурга во Владивосток. Чтобы по дороге встретить всех друзей. В 2020 году ее осуществили. Дистанция в 9700 км пролегла через 23 региона РФ. В рамках проекта был установлен мировой рекорд по дальности полета на паралете.

А вскоре родилась новая идея – пересечь теперь страну не с запада на восток, а севера на юг, от Белого моря к Черному. Именно на этом этапе к процессу подключился Федор Филиппович Конюхов.

Маршрут перелета на мотопараплане

В ходе новой экспедиции, стартовавшей 5 июня 2022 года, было установлено два абсолютных мировых рекорда по дальности беспосадочного перелета на паралете. Федор Конюхов и Игорь Потапкин преодолели дистанцию в 1039,7 км, находясь в воздухе 13 часов 17 минут, побив свой собственный совсем свежий рекорд – 631,2 км за 7 часов 52 минуты. Предыдущий рекорд, установленный в 2018 году польским пилотом Кшиштофом Ромицки, составлял 427 км.

Фото перелета от Белого к Черному морю. Источник: Миасский рабочий

Пока готовились к перелету от Белого моря к Черному, созрел еще один грандиозный замысел – беспосадочный перелет от Земли Франца-Иосифа до Северного полюса. Первая попытка была сделана в августе того же года. Для полета выбрали сверхлегкий паралет «Скат-3», специально доработанный для такого путешествия. Его разработчиком и производителем является российская компания ПарААвис.

Паралет «Скат-3»

Технические характеристики следующие:

  • вес конструкции – тележка, мотор и крыло – 150 кг;
  • двигатель – четырехтактный, 50-сильный;
  • запас топлива (бензин) – 150 л;
  • площадь крыла – 42 м2;

Паралет оснащен топливными баками увеличенного объема, современным навигационным оборудованием и средствами связи. Используемое топливо – бензин АИ 95.

Из Мурманска на остров Рудольфа (ближайшую к полюсу сушу) парапланеристов доставил атомный ледокол «50 лет Победы». Затем, находясь на его борту, следовало выбрать площадку, подходящую для старта (взлет предполагался с пакового льда). Полет должен был проходить по 57 меридиану, чтобы в случае аварии идущий следом ледокол мог найти и подобрать пилотов, не испытывая слишком больших трудностей и не нарушая собственных планов. Ледокол вез пассажиров по тому же меридиану к полюсу в рамках туристического круиза, и расписание у него было довольно жесткое.

Атомный ледокол «50 лет Победы». Источник: Википедия

Такие арктические круизы уже стали делом привычным, но одно дело достичь Северного полюса в теплой каюте сверхсовременного ледокольного судна с атомным реактором, и совсем другое – долететь на паралете. Полет над Северным ледовитым океаном – совсем не то, что над сушей в умеренных широтах. Придется столкнуться с такими трудностями, как обледенение аппарата, иной режим работы двигателя в холодном и разреженном полярном воздухе, затрудненное ориентирование на местности. Кроме того, при беспосадочном перелете над нестабильными ледовыми полями как никогда актуальной становится проблема предельного веса, а следовательно, количества топлива, которое можно с собой взять.

Паралет с обтекателем. Источник: konyukhov.ru

Попытка лета 2022 года оказалась неудачной. Подвела вроде бы мелочь, что лишний раз подтвердило известную истину: в Арктике мелочей не бывает. Взлетная площадка, которую удалось найти, была далека от идеала, ее покрывали обширные лужи талой воды, и пилот Игорь Потапкин принял решение не одевать при взлете солнцезащитные очки, чтобы не ухудшать видимость и лучше выбрать направление при разгоне. Взлетели нормально, но затем пришлось лететь навстречу солнцу, которое в летнее время к вечеру уходит на север и в полночь висит прямо над полюсом. Ощущения при этом были фантастические, но потом солнце начало невыносимо слепить глаза, и стало ясно, что очки были бы отнюдь не лишними. И вот при попытке их надеть прямо в полете встречным ветром сорвало шлем. Отлетев назад, он повредил винт паралета. Пришлось спустя 3 часа и 172 км пути делать вынужденную посадку. Из хорошего: сесть удалось прямо по курсу точно на 57 меридиане, и посадка была мягкая. Спустя 7 часов путешественников подобрал сопровождающий ледокол.

Неудача не только не заставила опустить руки, а еще больше разожгла азарт. Игорь Потапкин утверждает, что эта первая попытка дала даже больше интересного опыта, чем мог бы дать благополучный перелет до самого полюса. К тому же в тот год путешественников ждала впереди очень нехорошая облачность. Как знать, может вынужденная посадка была и к лучшему.

В 2024 году попытку решили повторить, учтя все прежние ошибки. Параплан снова доработали. Опыт первого полета показал, что машина нуждается в обтекателе. Иначе экипаж, и особенно сидящий впереди второй пилот, принимая на себя весь удар встречного ветра, очень быстро теряют тепло.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Фитнес и иммунитет: не всё так однозначно Фитнес и иммунитет: не всё так однозначно

Почему любой вид фитнеса может привести к снижению иммунитета и болезням?

Здоровье
10 арктических машин 10 арктических машин

Десять достойных упоминания арктических вездеходов

Популярная механика
Цена слова Цена слова

Долгое время конфликт 1954–1962 годов оставался для Франции просто «событиями»

Дилетант
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять

Все про ступичный подшипник: где находится, для чего нужен, симптомы

РБК
Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных

Как компании могут защитить сотрудников и свою репутацию от взлома данных

Forbes
Горизонт провален Горизонт провален

«Королевство»: полудокументальная драма про выпускной

Weekend
Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать

Как развить навык сосредоточенности?

Psychologies
«Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе «Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе

«Никто этого не хочет»: этот проект сподвигнет вас поверить в вечную любовь

Forbes
Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов

Что такое цифровая усталость и почему люди переходят на кнопочные телефоны

Forbes
Дмитрий Суетенков: «Одна из причин неправильного прикуса – то, что люди всё реже используют зубы по назначению: всё меньше и меньше жуют» Дмитрий Суетенков: «Одна из причин неправильного прикуса – то, что люди всё реже используют зубы по назначению: всё меньше и меньше жуют»

Чем коварен неправильный прикус?

Здоровье
«Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней «Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней

Psychologies вспоминает судьбы нескольких «артистов одного хита»

Psychologies
Как платная трасса увеличивает экономический потенциал Самарской области Как платная трасса увеличивает экономический потенциал Самарской области

О перспективах развития платных дорог в РФ

РБК
Курс на Восток Курс на Восток

Интерьер как портрет владелицы с учётом принципов древнеиндийской философии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями «Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями

Что скрывается за образом вампира, есть ли самобытность у российских монстров?

СНОБ
Учёные рассказали, почему люди уверены в своей правоте, даже когда ошибаются Учёные рассказали, почему люди уверены в своей правоте, даже когда ошибаются

Почему люди полагают, будто у них уже есть вся информация для принятия решения

ТехИнсайдер
Город-текст, пытающийся вырваться из своего контекста Город-текст, пытающийся вырваться из своего контекста

Екатеринбург: архитектура советского корпоративного проекта

Weekend
Как домохозяйка Джеральдин Вайс стала первой женщиной — инвестиционным консультантом Как домохозяйка Джеральдин Вайс стала первой женщиной — инвестиционным консультантом

Почти 11 лет инвесторы не знали, что консультант «Дж. Вайс» — женщина

Forbes
Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности

​​​​​​​Все пассажирские самолеты устроены примерно одинаково, но не Ил-86

ТехИнсайдер
ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия

Продолжительность жизни можно увеличить, изменив пищевые привычки

Агроинвестор
«Белая дача». Чехов в Ялте «Белая дача». Чехов в Ялте

Почему Чехов решил построить себе дачу на юге?

Караван историй
Лера Попова Лера Попова

Серьезная художница Лера Попова старается не забывать про арт + фэшн-подход

Собака.ru
Чувствительная милиционерка Чувствительная милиционерка

«Сантош»: драма о невозможности правосудия

Weekend
Кевин Смит Кевин Смит

Правила жизни режиссера Кевина Смита

Правила жизни
Я наблюдаю не первую волну революционных взглядов в искусстве — Аристарх Чернышев Я наблюдаю не первую волну революционных взглядов в искусстве — Аристарх Чернышев

Ольга Вад поговорила с Аристархом Чернышевым о технологии создания медиаработ

СНОБ
Мы его теряем! Мы его теряем!

14 необычных способов похудеть

Лиза
10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования 10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования

Культовые модели Jeep

4x4 Club
Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же

«Круть»: почему эта книга Виктора Пелевина заставляет испытывать испанский стыд

Forbes
Тиражное, ставшее индивидуальным Тиражное, ставшее индивидуальным

Как Владимир Куприянов отменил неповторимость «решающего момента»

Weekend
Открыть в приложении