Не так страшен чертеж
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — о важности эмоций в архитектуре, неизбежности плотной застройки и борьбе с отрицанием нового.
То, что происходит в Москве с точки зрения архитектуры, еще предстоит осознать и нам, и нашим потомкам. Кажется, пока мы не до конца понимаем масштаб изменений и эпичность событий, при которых живем. Вместе с главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым мы рассмотрели развитие главного мегаполиса страны в разрезе истории и человеческих чувств, оценили роль советских панелек и важность уплотнения, уверились во вредности культа прошлого и беспочвенности страха перед неизведанным.
О показухе и сверхзадаче
Зарожденное в СССР желание удивлять иностранцев я всегда считал абсурдом. Как можно пытаться понравиться чужим, когда свои находятся в ущербной позиции? Возможно, это базируется на русском национальном виде спорта, в котором нужно показать, что нам не слабо. Но все же “не слабо” должно быть для самих себя. И если нам удается хорошо сделать себе, то и остальные это обязательно оценят. Я помню времена, когда после возвращения из заграницы в Москву испытывал неприятное чувство, что приехал из продвинутого места в захолустье. При этом я всегда жил с идеей улучшения и прославления свой родины, и мне не нравилось ощущение, что где-то лучше, чем в моем городе. Хотелось, чтобы Москва создавала впечатление центра мира, откуда бы ты в нее ни приехал. И можно было наконец побороть комплекс неполноценности, провоцирующий на то, чтобы заниматься показухой. Наша сверхзадача — создать комфортную среду для жителей города и дать им повод этим гордиться.
О смысле жизни
Можно пытаться оправдать неразвитость и провинциальность тем, что у нас было татаро-монгольское иго в то время, когда в Европе был Ренессанс. Но это все ерунда. Примеры тех же ОАЭ или Сингапура, стартовавших не несколько веков, а всего несколько десятилетий назад, показывают, что огромные скачки возможны. Никакой базовой предустановленной ущербности не существует.
Я за то, чтобы делать максимально крутые вещи — без оговорок про непростые времена, суровый климат или самобытную культуру. Просто крутые, и всё. И чтобы весь мир с этим согласился. Так, к счастью, уже происходит. Когда мы тратим энергию на созидание, мы развиваемся. А в развитии и есть смысл жизни.
О тотальном дизайне
Сейчас у нас в разработке идея покрасить город. Мы создаем дизайн-код фасадов, чтобы при строительстве и ремонте использовались готовые колористические решения и выбирались без дополнительных согласований на основе здравого смысла. В планах создать тотальный дизайн, который будет по умолчанию использоваться на всех объектах, будь то насосная станция в Новой Москве или музей в центре города. Не останется главных и второстепенных сооружений, важным будет всё.