Автогонки как обкаточный полигон для технических новинок

Популярная механикаАвто

Зеркало заднего вида и другие изобретения, пришедшие из автогонок

Эрл Свифт

0:00 /
1319.831

В начале века на любые автогонки смотрели, с одной стороны, как на спортивное мероприятие, а с другой – как на обкаточный полигон для технических новинок. Так и знаменитую гонку Indy 500 американский предприниматель Карл Фишер задумывал в первую очередь в качестве испытательной площадки, где можно было бы демонстрировать новые автомобили и идеи, опробовать свежие технические решения, повышающие надежность, скорость и мощность машины.

1Зеркало заднего вида

В конце мая 1911 года на тренировках перед самой первой гонкой Indy 500 (хотя не первой на трассе в Индианаполисе) гонщик Рэй Харроун появился на очень странном автомобиле. Его Marmon Wasp был… одноместным. До сих пор почти все — за редчайшими исключениями — американские гоночные автомобили предусматривали второе посадочное место: его занимал механик, который мог при необходимости произвести быстрый ремонт прямо на трассе и, что немаловажно, выполнял функцию штурмана, комментируя гонщику ситуацию на трассе.

Автомобиль Харроуна Marmon Wasp за счет компоновки был легче и значительно маневреннее конкурентов. Прочие пилоты стали жаловаться на то, что без механика-штурмана Харроун будет «слеп» и опасен для обгоняющих его машин.

1911. Marmon Wasp Рэя Харроуна. Говорят, что идею зеркала заднего вида Харроун позаимствовал у какого-то извозчика, установившего подобное устройство на свой конный экипаж.

Пилот-конструктор не растерялся и укрепил на капоте прямоугольное зеркало на стальных опорах — и его допустили к старту. Харроун, пусть и не без труда, выиграл ту самую, первую гонку 30 мая 1911 года. Зеркало ему совершенно не помогло, так как страшно тряслось во время заезда — но «тренд» был подхвачен, и уже к 1915 году «зеркалоскоп», как назвали изобретение Харроуна, стал популярным автомобильным аксессуаром. Кстати, с точки зрения аэродинамики Marmon Wasp стал одной из первых попыток снизить лобовое сопротивление.

2Конструкция шины

На первых порах автомобили ездили на резиново-тканевых шинах. В качестве ткани чаще всего использовалось толстое хлопковое полотно. Это было не слишком удачным решением, поскольку ткань не обеспечивала должной прочности боковин покрышки, а из-за внутреннего трения в шине выделялось слишком много тепла. За пару кругов давление в шине могло подскочить в два раза, а лишний круг мог привести к взрыву покрышки.

К 1920-м годам ситуация поменялась: появились шины, армированные не подложкой с тканевым переплетением, а кордом из отдельных скрученных волокон. Пряди пересекались между собой без соприкосновения: между ними прокладывался еще один слой резины. В результате шина получалась прочнее, эластичнее и, соответственно, нагревалась значительно меньше.

Колесные диски: с гоночной трассы — на дороги общего пользования

В 1925 году компания Firestone продемонстрировала на Indy 500 шину низкого давления. Она обеспечивала большее пятно контакта с дорогой, а значит, и лучшее сцепление. Давление в шине вместо обычных по тем временам 3,5 атм было снижено до двух. В результате автомобили стало меньше трясти на неровностях дороги, они стали более устойчивыми и управляемыми. Скорости резко возросли, так что новые «мягкие» шины быстро завоевали потребительский авторынок.

Широкие низкопрофильные шины, которые сегодня ставят на многие спорткары, тоже родились на гонках (как в Европе, так и в США) в 1960-х годах. Компании Goodyear и Firestone размещали свои мобильные лаборатории непосредственно рядом с гоночной трассой; средние скорости на трассе выросли за несколько лет на 30 км/ч, так что шинникам пришлось делать более узкие и прочные боковины при более широкой беговой дорожке. Вскоре такие пропорции прижились и на серийных машинах.

3Колесные диски из магниевых сплавов

Во время Второй мировой войны гонщик и инженер Тед Хэлибрэнд работал в компании Douglas Aircraft. Впоследствии он применил свой опыт в сфере автогонок, разработав первые образцы того, что позже станет его брендом: колесные диски из алюминиево-магниевого сплава. Джордж Робсон, победитель Indy500 1946 года, стал «живой рекламой» разработки Хэлибрэнда, и вплоть до 1963 года «магниевые колеса» доминировали практически во всех автомобильных гонках Америки. Магний в сплаве с алюминием и цинком позволил делать прочные и легкие диски, которые на жаргоне автомобилистов получили прозвище mags (от «магний»). Современные диски для низкопрофильной резины по своим формам восходят к оригинальным «Халибрандам». Стоит отметить, что появление «мэгов» в первую очередь было обусловлено очень низким качеством покрытия американских автодромов. В Европе, где уже давно использовались высококачественные бетон и асфальт, прекрасно работали и спицованные колеса.

Переднеприводной болид Blue Crown Specials «засветился» в гонке 1947 года. Дебютант Билл Холланд завоевал на ней поул и лидировал, пока совершенно сознательно не пропустил вперед Мори Роуза, своего напарника по команде, полагая, что тот отстает на круг. В результате Роуз победил, а Холланд пришел вторым. Отыгрался он два года спустя, выиграл Indy 500 1949 года.

4Облегченные детали двигателя

Покинув фирму, носящую его имя, Луи Шевроле основал новую компанию Frontenac Motor Co. Она специализировалась исключительно на гоночных автомобилях; инженеры Frontenac разработали целое семейство успешных машин, впервые применив в их конструкции алюминиевые блоки цилиндров и другие оригинальные технические решения. Правда, единственной победой Frontenac в Indy 500 стала гонка 1921 года, выигранная Томми Милтоном. Но зато в 1923 году пилотесса Лора Корум пришла пятой на «Форде Т»! Да-да, на той самой «Жестянке Лиззи», но только с облегченной головкой блока цилиндров от Frontenac (справедливости ради заметим, что годом позже Лора совместно с Джо Бойером все-таки выиграла Indy 500). Впоследствии Луи Шевроле и его компаньон Корнелиус Ван Ранст изготовляли изобиловавшие алюминиевыми деталями двигатели Frontenac для весьма серьезных клиентов, например для Stutz.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как вылечить робота Как вылечить робота

На участке окончательной приемки врач пытается реанимировать пациента-андроида.

ТехИнсайдер
Симон Боливар: человек и шляпа Симон Боливар: человек и шляпа

Какое отношение имеет головной убор к Симону Боливару

Дилетант
Навстречу природе Навстречу природе

Загородный дом под Сочи

SALON-Interior
С чем носить гавайскую рубашку С чем носить гавайскую рубашку

5 поводов надеть гавайскую рубашку

Esquire
Корея без Путина: чем закончится встреча лидеров КНДР и США Корея без Путина: чем закончится встреча лидеров КНДР и США

Северная Корея боится утратить независимость, отказавшись от ядерного оружия

Forbes
Лучшие шутки дня и крещёный еврей! Лучшие шутки дня и крещёный еврей!

Нефритовый дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Здравствуй, сестра! Здравствуй, сестра!

Донателла Версаче рассказала о том, что ее вдохновляет

AD
Секреты стиля Дэвида Бекхэма Секреты стиля Дэвида Бекхэма

Или как футболист стал послом и почетным президентом Британского модного совета

Esquire
Ураловедение Ураловедение

Екатеринбург обладает всеми чертами современного крупного города

Quattroruote
От A до Z От A до Z

Алессандро Сартори меняет привычные представления о модной мужской одежде

The Rake
Банкир со вкусом: почему Андрей Вдовин потерял бизнес Банкир со вкусом: почему Андрей Вдовин потерял бизнес

Forbes поговорил с бывшим совладельцем Азиатско-тихоокеанского банка

Forbes
Круче Волочковой: как развить гибкость в домашних условиях Круче Волочковой: как развить гибкость в домашних условиях

Знакомься со списком правил, которые помогут тебе стать гибкой и спортивной

Cosmopolitan
Физкульт-привет: каким видом спорта лучше заниматься разным знакам зодиака Физкульт-привет: каким видом спорта лучше заниматься разным знакам зодиака

Наш гороскоп расскажет, какой вид спорта тебе подходит

Cosmopolitan
Монтсеррат Кабалье: «Я получила больше, чем мечтала» Монтсеррат Кабалье: «Я получила больше, чем мечтала»

Певица стала вегетарианкой, чтобы сохранить голос

StarHit
Анатомия потехи: что такое чувство юмора, откуда оно берется и есть ли от него прок Анатомия потехи: что такое чувство юмора, откуда оно берется и есть ли от него прок

Почему некоторые люди совсем не умеют шутить, а другие — понимать шутки

Maxim
Esquire Weekend 2018: как это было Esquire Weekend 2018: как это было

Интерактивный фестиваль журнала Esquire в формате 360 градусов

Cosmopolitan
Нефутбольная страна: что мешает России развиваться в самом популярном спорте Нефутбольная страна: что мешает России развиваться в самом популярном спорте

«Россия — нефутбольная страна!» — заявил как-то Леонид Слуцкий

Playboy
Долгое прощение Долгое прощение

Что делать, если вы узнали о неверности своего мужчины: советы психолога

Добрые советы
10 немецких автомобилей, о которых вы ничего не знали 10 немецких автомобилей, о которых вы ничего не знали

Количество немецких автомобилей на наших дорогах огромно

Популярная механика
Ученые выяснили, чем питались предки человека, жившие одновременно с динозаврами Ученые выяснили, чем питались предки человека, жившие одновременно с динозаврами

Древние предки млекопитающих питались насекомыми

Популярная механика
#НЕПРОВОЙНУ: про мирное небо и стиль милитари #НЕПРОВОЙНУ: про мирное небо и стиль милитари

Арина Яганова пошла на самую мирную из военных выставок

Cosmopolitan
Бунтарский стиль в фильмах «Клуб Завтрак» и «Под кайфом и в смятении» Бунтарский стиль в фильмах «Клуб Завтрак» и «Под кайфом и в смятении»

Весной и летом как никогда хочется хулиганить

Esquire
История одной искалеченной души и бенефис Бенедикта Камбербэтча: о чем сериал «Патрик Мелроуз» История одной искалеченной души и бенефис Бенедикта Камбербэтча: о чем сериал «Патрик Мелроуз»

На канале Showtime состоялась премьера сериала «Патрик Мелроуз»

Esquire
Косметика с суперфудами: в чем секрет? Косметика с суперфудами: в чем секрет?

Суперфуды – диетические продукты с максимально полезным составом

Psychologies
История компьютера: от калькулятора до кубитов История компьютера: от калькулятора до кубитов

Yи у какой другой техники нет такой богатой истории, как у ПК

CHIP
Кислорода не хватает мне Кислорода не хватает мне

Как распознать сезонную гипоксию и справиться с ней

Лиза
Правила жизни Максима Фадеева Правила жизни Максима Фадеева

Композитор, музыкальный продюсер, 50 лет, Москва

Esquire
Владимир Сурдин: «Интернет из космоса не боится никакого контроля!» Владимир Сурдин: «Интернет из космоса не боится никакого контроля!»

Наш гость — Владимир Сурдин, астроном, доцент физфака МГУ

Maxim
Черная метка: честный бизнес начал страдать от борьбы с мошенниками Черная метка: честный бизнес начал страдать от борьбы с мошенниками

По запросу налоговых органов все чаще блокируются счета компаний

Forbes
Чужой среди своих: чем займется Алексей Кудрин в Счетной палате Чужой среди своих: чем займется Алексей Кудрин в Счетной палате

Это назначение окончательно исключит экономиста из реальной политики

Forbes
Открыть в приложении