Летящие над водой
Раз в год итальянский ресурс Foiling Week проводит всемирный конкурс лучших решений в области судов на подводных крыльях. И наш журнал уже второй раз рассказывает о номинантах: это одна из тех сфер, где прямо сейчас создается много революционных технологий, способных повлиять на будущее развитие транспорта и мира активного отдыха.
Инновации
Flite Air
Читатели Foiling Week считают инновационной надувную доску на подводном крыле Flite Air австралийской компании Fliteboard. Правда, в полной мере надувной ее назвать трудно: воздухом наполняется только усиленная внешняя секция, что помогает снизить вес и повысить долговечность (тут можно вспомнить жесткие надувные лодки RIB – Rigid Infl atable Boat). Сердцевина сделана из прочного пенопласта, так что сдуть и свернуть в трубочку Flite Air не получится. Благодаря своей конструкции новая доска получается дешевле классической Flite Pro на 2000 долл., а надувная секция позволяет не беспокоиться об ударах, сколах и вмятинах. Кроме того, здесь используется технология капельного сшивания, помогающая надувать доску до жесткости камня. Встроенной батареи хватает на 2,5 часа – за это время можно проплыть 40 км с максимальной скоростью 50 км/ч.
Gerrisboats
Еще один номинант в области инноваций – стартап GerrisBoats, предложивший интересную концепцию «подводной крылатой торпеды». На выдвижной стойке между основными поплавками катамарана прячется еще один похожий на торпеду корпус с горизонтальными подводными крыльями, толкающим винтом, электродвигателем и аккумуляторными батареями. При наборе скорости стойка выдвигается и катамаран «взлетает», а под водой остается только корпус-торпеда. Помимо электрических существуют прототипы на водородных топливных ячейках. Кстати, поскольку все двигательное оборудование сосредоточено в торпеде, ремонт в случае поломки можно свести к простой замене этого корпуса.
Почему «торпеда» – это революция? При правильном погружении у такого катамарана снижается лобовое сопротивление и уменьшается кильватерный след по сравнению с традиционными моделями, что снижает потребление энергии и делает катер более экологичным. Подводные крылья используются для подъема судна из воды, а также для стабилизации тангажа и крена на ходу. Пока новая технология существует только в виде макетов, но стартап уже подписал соглашение с Azimut|Benetti Group о строительстве первого прототипа.
Концепты
Hydrafoil
Моя любимая номинация – концепты, увидеть которые можно разве что в фантастических фильмах и собственных мечтах. Шведская студия Gray Design показала сразу три концепта под общим названием Hydra Collection: катер, родстер и мотоцикл с электродвигателями – но нас сейчас интересует только 10-метровый Hydrafoil на подводных крыльях, корпус которого изготовлен из комбинации углеродного волокна и кевларового композита с деревянной отделкой, как у дорогих автомобилей.
Силовая установка – электрический двигатель на 100 л. с., запас хода на одной зарядке – 73 км. Подруливающее переднее крыло в автоматическом режиме регулирует свое положение 32 раза в секунду. Крейсерская скорость Hydrafoil – 32 км/ч, максимальная – 74 км/ч. Катер комплектуется сразу двумя разъемами на 50 А, что позволяет зарядить яхту за пять часов.
Colani Surf Board
Все, что известно о новой доске для серфинга на подводных крыльях, – картинка от легендарной дизайн-студии. Но этого достаточно, чтобы выйти в топ рейтинга.
P-8 Voyager
Шведская верфь Candela в прошлом году уже принимала участие в конкурсе Foiling Week со своим паромом на подводных крыльях P-12, а в этом году компания решила продемонстрировать P-8 Voyager. В названии зашифрована вместимость судна: шесть пассажиров и два члена экипажа. Подводные крылья на стойках на мелководье убираются в корпус, а в движение катер приводится мотором с двумя винтами, расположенным в подводном торпедообразном обтекателе, к которому крепятся и крылья, – в чем-то решение напоминает конструкцию GerrisBoats. «Инженерная задача заключалась в том, чтобы сделать электродвигатели достаточно компактными. Находясь под водой, они должны иметь очень маленький диаметр, чтобы обеспечить минимальное сопротивление», – объясняет основатель компании Густав Хассельског. Разместив двигатели ниже ватерлинии, Candela также элегантно решила проблему нагрева. Дополнительным преимуществом катера является бесшумность: его привод не имеет редукторов, двигатели крепятся к винтам напрямую. Компания утверждает, что P-8 Voyager – самое тихое судно в мире.