Заставляйте сердце биться чаще!
Бешеный темп жизни, как это ни парадоксально, обрекает нас на неподвижность. А отсутствие движения приводит к появлению мышечных зажимов и боли, искажает образ тела. О том, как восстановить целостное представление о себе, наш редактор поговорил с известным мануальным терапевтом и «гуру пилатеса», автором уникальной системы «Анатомические поезда» Томасом Майерсом во время его недавнего визита в Москву.
Томас Майерс работает с телом более четырех десятков лет. В Москве он поделился опытом со специалистами по пилатесу и лечебной физкультуре, остеопатами и мануальными терапевтами на семинарах «Чтение тела» и «Выносливость: принять вызов и стать сильнее». А затем ответил на несколько вопросов Psychologies.
В чем вы видите свою задачу как мануального терапевта и вообще сверхзадачу телесно-ориентированных практик, таких как йога, пилатес, движение по методу Фельденкрайз?
У каждого из нас есть завершенный образ своего тела. Мы обретаем этот образ еще в утробе матери, и потом воссоздаем в течение всей жизни. Как он формируется? В нашем теле есть множество рецепторов растяжения — в кишечнике, легких, суставах, коже. Они посылают информацию в мозг о том, каково наше тело, — как оно расположено в пространстве, как себя чувствует.
Если не приводить эти рецепторы в движение, они не будут стимулироваться. И тогда определенный участок мозга, который связан с этим рецептором, начинает использоваться в других целях. Мы просто забываем о той части тела, где нет движения. Задача специалиста по работе с телом заключается в том, чтобы вернуть эти забытые области телу, вернуть их на уровень осознания. А потом они должны быть интегрированы в единое движение, которое должно стать координированным.
Движение сегодня в большом дефиците…
И это главная проблема. Мы живем в бешеном темпе. Из-за желания ускориться, мы доверяем свое тело машинам и самолетам, в которых часами сидим в сгорбленных позах. Мы выходим из самолета и встаем на траволатор. Потом приезжаем в тренажерный зал и ищем ближайшее ко входу место на парковке. На то, чтобы двигаться, нам не хватает времени!
Что, кроме дефицита движения, может привести к нарушению образа тела?
Во-первых, привычка. Если несколько лет ходить и стоять определенным образом, у нас сформируется определенная поза, осанка. Повторяемый жест превращается в привычку, действия становятся автоматическими. Моя голова выдвигалась вперед с детства (из-за нарушенного зрения), для поддержания такой позы пришлось выдвинуть таз вперед. В итоге сформировалась нарушенная осанка, над которой потом пришлось серьезно работать.
Одно время я работал с Лондонским симфоническим оркестром. Когда ко мне в кабинет входил кто-то из музыкантов, я смотрел на него и сразу спрашивал: «На скрипке сколько лет играете? На флейте сколько лет играете?» Инструмент никуда не девается, несмотря на то, что музыкант не держит его в руках. Он играет не только долгими часами, он играет душой, это его страсть.
Все, что вы делаете страстно, с чувством, еще глубже укореняется в системе вашего тела, еще прочнее записывается в тканях. Нельзя сказать музыканту: играй иначе. Всему миру важно, чтобы он играл именно в такой позе.