Тайна перевернутой птицы
«Речь владыки была богатой, а содержание сложным. Губы гонца были тяжелы, он не сумел ее повторить. Поэтому владыка разложил немного глины и написал сообщение на ней как на табличке. Прежде никто не знал, что на табличках можно писать. Теперь, под солнцем того дня, все узнали…»
Рождение клинописи
Эта цитата из древнешумерской поэмы «Энмеркар и владыка Аратты» повествует о возникновении письменности в одном из древнейших очагов цивилизации – Шумерском царстве. По сюжету правитель города Урука Энмеркар отправил гонца к правителю далекой страны Аратты (вероятно, в Восточном Иране), чтобы сообщить ему о своем превосходстве и заставить подчиниться. Чтобы облегчить задачу гонцу, послание Энмеркар записал на глине.
По этой версии письменность была создана для преодоления границ пространства и времени, а также укрепления международных связей. Большинство исследователей, впрочем, считают, что первоначально в ней была необходимость сугубо экономическая.
В области между реками Тигр и Евфрат, также известной как Междуречье и Месопотамия, складывались отличные условия для развития земледелия и скотоводства, а позднее начали образовываться города. В них жили управляющие, торговцы и ремесленники, а в сельской местности – земледельцы и пастухи. Необходимо было в какой-то форме фиксировать торговые и административные контакты этих групп населения, а также вести учет имущества, товаров, подсчитывать налоги, поступающие в казну. И потому в середине четвертого тысячелетия до нашей эры шумеры создали собственную письменность – если не самую древнюю, то, определенно, одну из древнейших.
Изначально жители Междуречья пользовались пиктограммами – схематическими рисунками, очень приблизительно изображавшими тот или иной предмет и состоявшими в основном из прямых линий. Такие рисунки ученые называют протошумерской письменностью, или протоклинописью. Впрочем, некоторые считают, что протоклинопись существовала еще до прихода шумеров в Междуречье. Так, А.Л. Оппенхейм, один из наиболее известных ассириологов XX века, писал: «Вполне вероятно, что шумеры приспособили для своих нужд уже существовавшую систему и технику письма. Эта система принадлежала, видимо, более ранней, исчезнувшей цивилизации». Современные ученые не отвергают это предположение, основываясь на некоторых несоответствиях друг другу шумерских фонетики и грамматики. По их мнению, это как раз может говорить о заимствовании письменности из другого языка.
Смысл пиктограмм в начальный период строго соответствовал их форме, в них довольно легко можно было узнать различные части тела человека или животного, рыб, растения, солнце и звезды, кувшины и т.п. – и именно для обозначения этих объектов они и использовались. Со временем эти изображения все больше теряли сходство с изображенным изначально предметом (в отличие, скажем, от египетских иероглифов). Произошло это еще и потому, что на влажной глине было крайне сложно рисовать округлые или плавные линии. Ведь шумеры делали свои записи на глиняных табличках, пока материал не затвердел, взяв за образец самый популярный в то время строительный материал – глиняный кирпич. Таблички затем высушивали на солнце, а особо значимые обжигали в печи – для лучшей сохранности. Позднее писцы вообще перестали «рисовать» на табличках, а принялись выдавливать значки на их поверхности клинообразным кончиком тростниковой палочки – это было намного удобнее, да и надписи выходили отчетливее. Эти клинышки в различных сочетаниях складывались в знаки, отсюда и известное нам название шумерской письменности – клинопись.
Изначально шумерская клинопись насчитывала около 1000 знаков, но затем их количество сократилось до 600, из которых 100–150 были слоговыми знаками, то есть обозначали не конкретный предмет или явление, а именно слог, часть слова.
По прошествии веков сочетания клинышков уже приобретали новые смыслы, весьма далекие от значений изначальных пиктограмм. Так, например, знаки «птица» и «яйцо» вместе стали обозначать «плодовитость» не только птицы, но и в целом.
Бесценные таблички
Древнейший клинописный «документ», дошедший до нас, – табличка из Киша (сейчас это территория Ирака). Она была создана около 3500 года до н.э. Знаки на ней еще довольно примитивные и ближе к пиктограмме, чем к клинописи. Лет на 200 «моложе» похожие документы из города Урука. По мнению профессора истории Питера Стернса, все эти таблички содержат сугубо хозяйственные записи. Всего в музеях мира хранится более полутора тысяч табличек с клинописными текстами.
Но, наверное, самым известным памятником клинописи стал Кодекс Хаммурапи – один из древнейших правовых документов в мире, составленный при вавилонском царе Хаммурапи в 1750-х годах до н.э. Правда, написан он уже не на шумерском, а на аккадском языке, ставшем ведущим в Междуречье во II тысячелетии до н.э.