«Земля плоская: Генеалогия ложной идеи»
Как Христофор Колумб стал символом триумфа над средневековьем
Веру в плоскую Землю часто связывают с непросвещенным средневековьем. Однако в сферичности планеты убедились еще античные ученые, а в средние века это знание преподавалось в университетах, служило мореплавателям и не осуждалось церковью. В книге «Земля плоская: Генеалогия ложной идеи» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Анастасией Захаревич, историк Виолен Джакомотто-Шарра и специалист по средневековой арабской физике Сильви Нони рассказывают, когда возникла идея о плоской земле и почему ее до сих пор приписывают средневековью. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как создавался миф о роли Христофора Колумба в победе над заблуждениями прошлого.
Миф о мифе
Современная популярная культура часто приписывает открытие шарообразности Земли Галилею, но в работах по истории науки, даже недобросовестных, такая точка зрения не выдерживает критики и в описанных нами американских трудах практически не встречается. Другое ошибочное, но, на первый взгляд, менее абсурдное представление традиционно связывает в глазах читателей доказательство сферичности с открытием Америки и первыми трансатлантическими плаваниями. Мы коснулись их, говоря об упоминаниях Колумба, да Гамы и Магеллана в трудах, рассмотренных нами в предыдущей главе. Суд над Галилеем и его последующая историография в последнее время часто становятся предметом переосмысления, а посмертная судьба Колумба недавно была описана1 очень подробно — отсылаем любознательного читателя к этим работам. Нам же хотелось бы теперь остановиться на том, как именно миф о средневековье, верившем в плоскую Землю, был привнесен, укоренен и распространялся в мифе (или мифах) вокруг фигуры Христофора Колумба.
1Crouzet, 2018 (dossier additionnel à l’éd. 2006).
За несколько десятилетий до трехсотой годовщины открытия Колумбом западных земель Вольтер в своем «Опыте о нравах» сожалеет2 о том, что жители Флоренции предпочитают хранить память об Америго Веспуччи, человеке, не заслуживающем, на его взгляд, «никаких почестей за то, что в 1498 году он оказался в составе эскадры, прошедшей вдоль бразильских берегов», тогда как Колумб пятью годами ранее «проложил путь всему миру».
2Voltaire. Essai sur les mœurs... P. 101
В XVI веке Колумб, судя по всему, действительно менее известен, чем Веспуччи. О нем умалчивает Коперник в своем труде «О вращении небесных сфер» (De revolutionibus orbium cœlestium): говоря об «островах, обнаруженных в наше время правителями Испании и Португалии», польский ученый упоминает3 лишь Америку, «названную так в честь открывшего ее капитана». Есть еще один признак того, что по крайней мере в первые десятилетия XVI века у этих двух событий был неодинаковый резонанс. Тогда многократно публиковалось письмо, озаглавленное «Новый Свет» (Mundus novus), в котором Веспуччи сообщает, что открыл для Португалии земли и это не Индия и не просто неведомые острова, а совершенно новый мир. Аналогичное по значимости письмо Луису де Сантахелю, казначею католических королей, с донесением об открытии, предположительно составленное Колумбом в 1492 году (и впервые опубликованное в 1493-м), в то время не получило4 широкого распространения.
3Цит. по: Коперник, 1964. С. 20.
4Descendre, 2009. P. 591.
Вольтер оказался причастен к переписыванию истории этих открытий во второй половине XVIII века. Именно тогда «о Веспуччи забывают», — как отмечают5 Бартоломе и Люсиль Беннассар, специалисты по Испании и Новому Свету, — а Колумба делают «мифическим персонажем», коим он отчасти является по сей день. Авторы обращают внимание, что момент совпадает с началом «треугольной торговли» и одновременно быстро развивается литература о мореплавателе. Постепенно Колумб становится олицетворением триумфа Нового времени, архетипической фигурой смелого первооткрывателя, позволившего изгнать из западного мышления замшелые теории, характеризующие средневековье, в особенности Испанию с ее засильем инквизиции, символом которой становится вера в плоскую Землю.
5Bennassar, 2013. P. 56.