Игра с понятиями
Включение Кавказа в состав Российской империи в разное время называли «добровольным вхождением», «покорением», «завоеванием» и «усмирением». Как ни странно, эти определения не противоречат друг другу.
Во времена позднего СССР в школьных учебниках по истории упор делался на тему добровольного вхождения народов Кавказа в состав России. «Первой вехой на этом пути стало заключение “Георгиевского трактата” в 1783 году». При этом проникновение казаков на Северный Кавказ ещё в XVII веке и Персидский поход Петра I не упоминались вовсе.
Кроме усердного упоминания прилагательного «добровольное», важное значение придавалось слову «освобождение». Говорилось, что Грузию, Армению и Дагестан русская армия освобождала от турок и персов. Охотно вспоминались подвиги героев местного национально-освободительного движения в борьбе с кровожадными властителями Тегерана и Стамбула. Подразумевалось, что имперская власть Санкт-Петербурга по определению была лучше.
Правда, так было не всегда. На заре СССР «агрессивная колониальная политика царизма» подвергалась суровой критике. Такие генералы, как Алексей Ермолов или Иван Паскевич, объявлялись душителями свободы, а воздвигнутые им памятники разрушались.