Послеродовая депрессия
Тема послеродовой депрессии вызывает много споров. Часто считают, что это капризы, блажь и «само пройдёт», но на самом деле не всё так просто.
Я плохая мать?
Считается, что рождение детей делает женщин счастливыми, воодушевлёнными и способными на подвиги. Как супергерой из комиксов, мама может всё – кормить, утешать, защищать, развлекать – бодро и в режиме нон-стоп.
Однако реальность оказывается не такой радужной. До 80% женщин после родов чувствуют себя не в своей тарелке: им то весело, то грустно, приступы энтузиазма сменяются тревогой и плаксивостью. Это состояние называется «беби блюзом» и длится пару недель, пока не утихнет гормональная буря, вызванная родами и началом грудного вскармливания (резко снижается уровень прогестерона и эстрогена, повышается – окситоцина и пролактина). Это нормальный период адаптации к жизни с ребёнком, и это проходит. Но не у всех.
У 10–15% мам в течение года после родов развивается полновесная депрессия, которую специалисты называют послеродовой, или постнатальной.
Основной симптом – выраженное снижение настроения, нарушающее нормальную жизнь. Мама не в состоянии нормально заботиться о ребёнке, заниматься обычными делами, общаться. Продолжается это не менее 2 недель, иногда – месяцами и даже годами, если депрессию не лечить.
Среди других симптомов – бессонница, тревожность, раздражительность, апатия, отсутствие тёплых чувств к ребёнку, самоедство и бесконечная усталость. Могут появиться навязчивые страхи причинить малютке вред и даже суицидальные мысли, когда условный выход в окно начинает казаться сносной альтернативой этой беспросветной действительности.
Мимими-эффект
Как всё должно быть в идеале? Ведь природа действительно стремится сделать так, чтобы дети и забота о них вызывали позитивные эмоции, иначе кто бы на это вообще подписывался. Мы же не ящерицы, которые выкопали ямку, отложили яйца и закрыли вопрос с детьми. За заботу о потомстве у нас отвечают врождённые программы родительского поведения. Главные регулирующие гормоны – пролактин и окситоцин. Их уровень повышается к моменту родов, а затем поддерживается – например, за счёт кормления грудью. Отцы кормить не могут, но с ними срабатывают другие стимулы – сам вид маленького ребёнка, его запах, писк дают «мимими-эффект» и повышают уровень нужных гормонов в крови.
Запуск программ заботы о потомстве – сложный квест для организма. Заранее трудно предсказать, каким родителем окажется конкретный человек. Это зависит от генетики, воспитания, социального окружения и многих других вещей. Но в целом наш мозг очень пластичен и способен адаптироваться практически к чему угодно.