Право на выбор: с какими социальными проблемами сталкиваются женщины в регионах
Как связаны стереотипы о внешности и спорте с правовой незащищенностью и домашним насилием? В их основе — убеждение о том, что женщина не может самостоятельно выбирать, как выглядеть, чем заниматься, с кем связывать свою жизнь. О том, как решаются эти проблемы в регионах, говорили участницы саммита FWD. Woman Summit
Мы продолжаем публиковать самые интересные моменты дискуссий, которые прошли в рамках третьего саммита о гендерном равенстве FWD. Woman Summit, который состоялся 29 сентября в Москве. Главная тема этого года — жизнь женщин по всей стране за пределами столиц. О том, как гендерные стереотипы тормозят развитие социальной сферы и что можно сделать, чтобы изменить положение вещей, говорили:
Яна Беспечная, основатель и СЕО сети салонов красоты «Александр Тодчук Studio»;
Анастасия Новкунская, доцент факультета социологии, Европейский университет в Санкт-Петербурге;
Наталья Родикова, главный редактор, издание «Новый очаг»;
Алена Садикова, директор кризисного центра «Китеж»;
Мария Сучкова, руководитель департамента женского футбола, РФС;
Елена Финогенова, сооснователь и вице-президент, Группа компаний «Победа»;
Яна Чернобель, партнер, адвокатское бюро «Павел Хлюстов и партнеры»;
Мари Давтян, адвокат, руководитель центра защиты пострадавших от насилия.
Модератор дискуссии — редактор Forbes Woman Когершын Сагиева.
О стереотипах
Яна Беспечная: Бьюти-стереотип — это на сегодняшний день стереотип №1 в мире, который является стоп-фактором в развитии женщин. Он затрагивает женщин абсолютно всех возрастов. Существует такое убеждение: красота требует жертв. Само по себе слово «жертва» может толковаться очень по-разному. С детства девушкам и девочкам закладывается это убеждение, которое они проносят через свою жизнь.
Наталья Родикова: Я недавно делала интервью с водительницей башенного крана. Она крутая, энергичная, помешанная на технике, умеет водить вообще все от экскаватора до трактора. И в рамках подготовки к интервью она мне выслала несколько своих предыдущих интервью в региональной прессе. Видно было, что авторы восхищаются этой женщиной, но где-то на середине дороги они сворачивают на вопросы в духе «А как же вы все успеваете? А дети, а готовить, а уроки? А быть красивой для своего мужа?» Ужасно обидно. Потому что у мужчин никогда не спрашивают такое в интервью. Если обсуждают заслуги мужчины или какую-то штуку, которую он сделал, то у него не спрашивают, не забыл ли он утром ребенка покормить и вечером уроки проверить. Хотя надо, конечно, и у них тоже спрашивать.
Мари Давтян: Есть стереотип о равноправии. Советский Союз одним из первых дал женщинам равные права, но равные возможности их реализации стали обсуждать только в 1990-х. С одной стороны, всем кажется, что у нас равноправие закреплено законодательно и никаких особых правовых подходов не надо. Но гендерные стереотипы влияют на реальное положение женщин. Например, мы с вами прекрасно понимаем, что шанс столкнуться с сексуализированными домогательствами у женщины на работе выше чем у мужчины. Влияет ли это на ее право? Конечно, влияет. Влияет ли это на ее положение? Конечно, влияет. У женщин выше риск погибнуть от руки супруга или партнера. У женщины выше риск стать жертвой сексуализированного насилия. При этом мы до сих пор почему-то считаем, что само по себе закрепление равных прав достаточно для того чтобы эту проблему решить.
Анастасия Новкунская: Гендерное неравенство ― это не то, с чем любая женщина обязательно сталкивается на личном опыте. Тем не менее, это измеряемая социальная проблема. Она выражается, например, в так называемом гендерном различии оплаты труда, которое в среднем по России за прошлый или за позапрошлый год составляет практически 30%. В среднем по России ― это значит, что в некоторых регионах оно еще выше. И проявляться это может не обязательно в том, что на одних и тех же позициях женщины и мужчины будут получать разную зарплату. Это может работать как механизм исключения из определенных профессий или из определенных элитных секторов этих профессий. Когда, например, в хирургии женщины сталкиваются со стереотипами о том, что женщина не должна проводить операции на открытом сердце, нельзя быть одновременно женщиной и хирургом. И таких механизмов, часто невидимых, в профессиональной сфере существует довольно много.