«Мы прошли сквозь огонь и воду, чтобы не нарушить санкций».
Основатель World Chess Илья Мерензон о том, как выйти на Лондонскую биржу в разгар кризиса и привлечь в инвесторы (самого) Юрия Мильнера
За несколько лет World Chess сделал шахматы модными: провел чемпионаты мира на Манхеттене и в Лондоне, открыл клуб с баром в «сталинской высотке», собирал на шахматных ивентах мировых селебрити, а перед экранами — миллионы зрителей. А потом и инвестиционно привлекательными: в конце 2022 — начале 2023 года World Chess проведет DPO (direct public offering) на Лондонской бирже — прямой листинг акций, в ходе которого собирается привлечь €8 млн. Одним из основных инвесторов, по словам Мерензона, уже выступил фонд Юрия Мильнера Breakthrough Initiatives.
Мы спросили у Ильи, как ему удалось использовать хайп вокруг «Хода королевы» с максимальной пользой, реально ли избавиться от токсичности русских корней и зачем вообще небольшому проекту выходить на международную биржу.
World Chess в цифрах
- > €50 млн — оценка компании.
- 18% акций разместят на бирже.
- €8 млн собирается привлечь компания в ходе размещения.
- €3,2 млн — выручка от продаж в 2021 году.
- €5,5 млн — прибыль в 2021 году.*
Источник: данные компании
*В 2021 году доход World Chess состоял, в том числе, из переоценки валютных ценностей, в частности криптовалюты, в которой расплатился один из спонсоров проекта. Поэтому прибыль компании за этот период больше выручки.
Сделать шахматы модными
До шахматной истории я занимался коммуникациями — работал в пиар-агентстве в Нью-Йорке, в частности с нью-йоркской фондовой биржей и клиентами из России. В 2012 году Кирсан Илюмжинов, бывший президент Калмыкии, а на тот момент президент Международной шахматной федерации, по совету наших общих знакомых пригласил меня заняться имиджем шахмат в мире. Тогда у этого вида спорта не было спонсоров. Я подумал, что нужно создать компанию, которая будет проводить крупные международные шахматные матчи и коммерциализировать их.
Одновременно с этой историей мой старый знакомый Эндрю Полсон, американский предприниматель, впоследствии ставший суперзвездой российского медиабизнеса (он основал «Афишу», потом — холдинг SUP Media, в который вошли, например, «Живой Журнал» и «Газета.Ru»), искал новый проект. И я предложил ему идею с шахматами.
Эндрю идея понравилась. Мы договорились, что он учредит компанию, инвестирует в запуск и займется управлением. А я буду ему помогать. Так в 2012 году появилась компания Agon, которую позднее я переименовал в World Chess.
Agon заключила с FIDE долгосрочный эксклюзивный договор на организацию, развитие и коммерциализацию регулярных чемпионатов мира по шахматам.
Это было несложно: мы были чуть ли не единственными, кто взял на себя эти обязательства, потому что массовую аудиторию тогда шахматы не особо интересовали. Задача была сделать что-то вроде «Формулы-1», только для шахмат.
Спустя полтора года Эндрю переключился на другие проекты и продал мне компанию за символические деньги — £1. У компании были долги и другие обязательства, которые мне пришлось потом выполнить, поэтому условия сделки были именно такими.
В 2016 году я зарегистрировал компанию в Лондоне — уже как World Chess. Agon был зарегистрирован на острове Джерси, нейтральной офшорной юрисдикции. Но позже к офшорам стали относиться негативно, к тому же FIDE хотела, чтобы юрисдикция компании была максимально прозрачной.
Параллельно с этим в шахматах происходили глобальные изменения, которые сыграли нам на руку. В 2012–2013 годы популярность смартфонов сильно выросла, а для шахмат это, как ни странно, идеальная среда для развития. Вдобавок сменилось поколение игроков: новым чемпионом мира стал норвежец Магнус Карлсен, которому тогда было чуть больше 20 лет. Это всё способствовало шахматному буму в мире.
И наложилось на наш старт. Мы провели несколько крупных мероприятий, вернув шахматам место на главных страницах медиа. Одно из таких прошло в Нью-Йорке в 2016 году: это был матч между Магнусом Карлсеном и российским гроссмейстером Сергеем Карякиным за звание чемпиона мира по шахматам. Еще один заметный матч прошел в Лондоне в 2018 году: тогда за звание чемпиона мира сражались Карлсен и американец Фабиано Каруана.
Выйти в онлайн
На фоне растущего интереса к шахматам профильные компании начали привлекать деньги. Самый яркий пример — Chess.com. Сейчас это крупнейший шахматный гейминг c более 75 млн зарегистрированных пользователей. Мы же оставались своеобразным ивент-агентством, но потом поняли, что шахматных бизнес теперь не столько в мероприятиях, сколько в онлайн-гейминге.
В 2019 году мы купили компанию CNC Web, которая владела правами на официальную онлайн-платформу FIDE. Тогда мы пересмотрели партнерство с шахматной организацией: вернули ей права на проведение чемпионатов мира, но договорились, что игроки смогут получать официальный рейтинг только на нашей онлайн-арене.