Как манипулировать памятью других людей: «вредные советы» от нейрофизиолога
Вы знали, что память — процесс творческий? А это значит, что им можно управлять. Как именно — рассказывает популяризатор науки, нейрофизиолог Валентина Груздева, автор книги «Внимание и память, и Почему они работали лучше, пока ты все не испортил» (издательство «АСТ»).
Мой учитель китайского рассказывал историю, что однажды кто-то из его учеников пошел в магазин и забыл слово «курица», поэтому взял яйцо, подошел к консультанту и спросил: «Где мать?»
Вспомнить — ключевой этап.
Мы кодировали, складывали, сдували пылинки и наконец вышли на экзамен. Самое время взять и выдать все, что назапоминалось. Ведь если вы не можете вспомнить (восстановить) информацию в нужный момент, зачем она тогда нужна? Ответ прост: чтобы мучать вас внезапными озарениями перед сном.
Доступ к хранилищу
Считается, что в памяти есть информация, к которой мы можем получить доступ, и та, к которой у нас доступа нет. Предполагается, что доступная информация представляет собой лишь крошечную часть информации, имеющейся в нашем мозгу.
Большинству из нас приходилось сталкиваться с тем, что мы пытались вспомнить какой-то факт или событие, сдавались, а потом — внезапно! — оно приходит к нам в самый неожиданный момент, когда мы перестали о нем вспоминать. Точно так же мы все знакомы с ситуацией, когда не можем вспомнить факт, но затем, если нам дается несколько вариантов на выбор, мы легко можем узнать правильный.
Есть несколько стандартных способов извлечения информации из системы хранения долговременной памяти:
1. Вспоминание
Без подсказок, без наводящих вопросов вы просто вытянули билет и пошли рассказывать закон Ома.
2. Припоминание
С помощью наталкивания, подсказок, частичных воспоминаний и логики мы собираем воспоминание в единое целое, как когда пишем в школе изложение.
3. Узнавание
Мы сталкиваемся с информацией или ситуацией повторно и узнаем ее, как когда проходим тест и нужно выбрать один из четырех вариантов ответа.
4. Восстановление информации
Мы повторно изучаем ранее изученную информацию. Например, вы учили португальский язык в старшей школе, но потом ни разу не говорили на нем. Прошло лет 10-15, и ваша компания предлагает вам работу в своем лиссабонском офисе. Чтобы подготовиться, вы записались на курсы португальского языка. Учителя от вас в восторге, вы мгновенно схватываете материал — это пример успешного восстановления информации.
Что такое прайминг
Все эти способы строятся на нейрофизиологическом фундаменте такого понятия, как прайминг. Помните, мы говорили выше, что это метод, при котором введение одного стимула влияет на то, как люди реагируют на последующий стимул? А если попроще, то это бессознательный процесс, который может усилить скорость и точность вспоминания информации в результате прошлого опыта.