Верные инструкции
Джана Монтгомери исследует воздействие внешних факторов на двигательные паттерны практикующих
В групповых занятиях йогой я ценю правильно выдержанный баланс последовательных плавных переходов и длительных задержек в ключевых асанах. Это возможность понаблюдать, как мои дыхание и тело синхронизируются, и в то же время испытать моменты полной неподвижности. Она создаёт неповторимое ощущение подъёма после каждого занятия.
Недавно во время класса Виньяса флоу йоги, инструктор объявила, что мы будем держать Вирабхадрасану II (поза Воина II). В предвкушении я приготовилась исследовать глубины своего дыхания в продолжение позы, но тут преподаватель неожиданно указала: «Теперь сократите мышцы спины и внешней части бёдер и задействуйте внутреннюю поверхность четырёхглавой мышцы». Как будто этого было мало, она поспешила добавить: «А теперь подключите свои трицепсы». Я была в ужасе. Каким образом я должна была одновременно сократить внешнюю часть бёдер, задействовать их внутреннюю часть и при этом подключить трицепсы? Я защитила диссертацию по нейромеханике, но этого оказалось недостаточно, чтобы понять, чего же хочет от нас учитель. В результате, внутреннее умиротворение, которого я так хотела достичь, превратилось в полное смятение. Вместо того, чтобы находиться в позе, учитель внутри меня начал перефразировать подсказки, данные преподавателем, так чтобы они имели больший смысл и действительно помогли бы ученикам понять, какие действия от них требуются. Хотя я ничего не сказала вслух, эти размышления полностью поглотили моё внимание, и я перестала заботиться о своём теле в позе в настоящем моменте.
К сожалению, подсказки, относящиеся исключительно к действиям с мышцами, например, «сократите», «подключите», «расслабьте» набирают всё большую популярность в йога-классах. Но стоит остановиться и задаться вопросом: понимают ли ученики, включая студентов с многолетним опытом, что именно от них требуется? В самом деле, что это значит, «подключить» мышцу? Например, вам говорят: «задействуйте свои подколенные сухожилия» в Сету Бандха Сарвангасане. Представляете ли вы последовательность действий, которая потребуется, чтобы оптимальным образом «задействовать подколенные сухожилия»? Или, может быть, если бы вам просто сказали «потяните пятки к попе с равной силой с обеих сторон», вы бы добились результата с гораздо большей эффективностью? Исследования процесса развития моторных навыков однозначно показывают, что подсказки, сосредоточенные на внутренних факторах, гораздо менее эффективны в запуске моторных команд, чем указания относительно внешних аспектов. Другими словами, если вам говорят «подтяните носки к ягодицам», вам легче будет задействовать требуемые мышцы, даже если вы сделаете это бессознательно, сосредоточившись лишь на поверхностном аспекте, и попробуете приблизить стопы к тазу. Инструкции с внутренним фокусом помешали испытуемым использовать естественную систему моторного контроля, что привело к некорректному положению в позах и дисбалансу в сокращении различных мышечных групп.
Когда вас просят выполнить то или иное движение, ваш мозг — с помощью зрительной, вестибулярной (относящейся к способности держать равновесие) и проприоцептивной (обеспечивающей нас способностью ощущать положение и движение своих суставов в пространстве) систем — создаёт моторные команды, которые автоматически активируют мышцы, необходимые для выполнения данной задачи. В повседневной жизни нам не требуется проговаривать про себя последовательность сокращения трицепса, сгиба локтя и запястья, когда мы хотим поднести чашку кофе к губам.
Как и во всех правилах, есть исключения. Например, если вы восстанавливаетесь после травмы или пытаетесь исправить неправильный, заученный когда-то образец движения, инструкции относительно специфических мышц могут быть полезны. Однако такие указания должны даваться только в контексте частного урока, когда последовательность полностью подстроена под конкретного ученика. В открытых групповых занятиях у учителя нет такой возможности, а вы сами не сможете оценить результаты своих попыток последовать подсказкам, сосредоточенным на внутренних факторах. В итоге вы можете не просто не достичь цели, но и рискуете нанести себе вред в процессе.