Почему рынок яхт находится в глубоком кризисе
Состоятельные люди тратят все меньше денег на строительство яхт. Рынок еще не восстановился после кризиса 2008 года и держится на энтузиазме нескольких сотен семей. Остальные предпочитают покупать лодки на вторичном рынке или брать в аренду
В последние месяцы многие аналитики пишут о больших успехах яхтенного рынка. К примеру, на прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на данные Superyacht Intelligence Agency написало о том, что рынок яхт переживает подъем: с начала текущего года было продано почти 300 супер-яхт, притом что в 2017 году продажи составили всего 249 лодок. Цифры не могут не радовать. Но более глубокий анализ отрасли, показывает что ситуация на рынке далеко не такая позитивная, как считают многие.
За последнее десятилетие число семей с состоянием более €30 млн по всему миру выросло более чем в 2,5 раза. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании Wealth-X. За это же время количество сделок по продаже яхт увеличилось менее чем на 10%. А доля затрат на яхтинг в структуре расходов состоятельных людей и вовсе сократилась почти на 65%. Одной из причин стала закрытость отрасли, её нежелание предлагать продукты для более «простых« для клиентов. Есть и другие факторы. Например, азиатский рынок, число богатых людей на котором растет опережающими темпами, ещё не скоро примет яхтинг в его европейском или американском масштабе из за банальной нехватки инфраструктуры. Одновременно все больше людей предпочитают не покупать новую лодку, а заказывать в чартер уже существующую — вторичный флот велик и может удовлетворить самые разные вкусы. В итоге строить яхту для себя уже не так интересно.
Кризис 2008 года нанес сильнейший ударом по яхтенному рынку. Спекулянты, строившие яхты для быстрой перепродажи, остались с большим количеством «стока» на руках. Верфи начали банкротиться. Ценники на яхты рухнули вдвое. Такое падение после годов взрывного роста стало неожиданностью — только сейчас многие яхтенные компании начали выбираться из глубоких убытков. В то время как бизнес-авиация смогла быстро восстановиться, подъем мировой экономики, увы, не поддержал яхтенный рынок, который до недавнего времени сжимался из года в год.