Про эго
Очень часто от людей, соприкасающихся с йогой, слышишь утверждение, что с эго надо бороться. Эта максима мало кем разъясняется, а если разъясняется, то зачастую довольно туманно.
С эго ассоциируются нежелательные качества и проявления ума: зависть, алчность, злость. Или качества, мешающие какому-то тонкому балансу: амбиции, целеустремленность, скепсис, интроверсия. Эзотерики всех мастей относятся к эго как к чему-то постыдному, чего у приличного практикующего и быть не может. Однако такой подход может коренным образом исказить отношение к собственной личности в процессе практики и привести вместо нейтральности к еще большей невротичности.
Поговорим об этом?
Действительно, предложение бороться с эго очень будоражит. Выглядит как начало новой жизни и неведомых трансформаций. Особенно для гуманитариев, которых в рамках классического образования учили, что эго — связующий центр личности, комплекс данных, позволяющих поддерживать осведомленность относительно того, кем является индивид, каковы его особенности — телесные, поведенческие и другие. А теперь все это следует отринуть. Ничего себе! После такого волшебство просто обязано произойти!
Но что-то в этой формулировке не так. Конечно, словосочетание «избавление от эго» описывает некий очень важный процесс, но навязшее на зубах выражение стоит осмыслить и перефразировать.
Отрицание не есть путь
Эго можно понимать как личность. Индивидуальное Я. Вы хотите избавиться от себя? Если избавиться от личности, то что останется? Точно ли проявит себя некий абсолют или божественное сознание в предоставленном ему пространстве? Будет ли это пространство достаточно пустым, чистым и подготовленным, чтобы вместить эту силу? Останется ли хоть что-то, что сможет понять, что происходит?
На деле практика и взращивание «умелых качеств ума» показывают нам, что стоит избавляться не от личности, а от ограничений, присущих данному этапу ее развития. Это как с мыслями в медитации. Чем больше мы стремимся «не думать», тем больше мыслей отвлекает нас от процесса. Как только мы позволяем этому потоку быть и наблюдаем его, обнаруживаем себя вне потока — получаем качественный медитативный процесс.
Идея как раз в том, что личность не является чем-то однородным и однозначным, как, допустим, яма на дороге, которую надо объехать. Вообще, можно сказать, что вся дорога с ее ямами и есть личность. И избавление от аффектов личности, упоминающихся в ряде йоговских текстов, создает условия, чтобы развиваться в практике, обнаружить следующую перспективу, расти во всех направлениях.
Описанные в йогических источниках омрачения — авидья, асмита, рага, двеша, абхинивеша — сложные философские понятия, их надо очень хорошо разбирать, чтобы в них погружаться. Ими невозможно оперировать по-бытовому, если мы относимся к осмыслению текста всерьез.
Но мечта о волшебной палочке и быстром результате так прочно укоренилась в мышлении, что мы — не найдя таковых в своей «обычной» жизни, бежим в йогу за тем же. Вроде как я сейчас попрактикую, отрекусь от всего неправильного во мне, будто его и не было, и сразу взлечу к абсолюту.
Очень часто бывает так, что люди идут в какую-либо околодуховную практику именно из-за отсутствия целостности. Проблемы в семье, проблемы с собой, неспособность справиться с жизненными ситуациями — все это толкает на путь мистики. Занятия йогой становятся сродни походу к психологу, заменяют его, поскольку к психологам у нас ходить непопулярно. Трудно признать, что ты какой-то неправильный. Наличие проблемы воспринимается как провал, а не как задача, которую надо решить, не как сложность, которую можно преодолеть с помощью извне.
Но ни асаны, ни медитация, ни пранаяма не являются заменой работе с собой — рефлексии практики и поведения в «реальной жизни», анализу стереотипов эмоций, действий и мыслей, взращиванию метапозиции (пресловутого наблюдателя — внутреннего думающего безоценочного аналитика), ответственности, самодостаточности и желательных качеств ума, в чем как раз практика может быть способом и опорой. Но сама по себе она не заменяет прием психотерапевта, если таковой объективно нужен.
Надежда на то, что с помощью каких-то ритуальных действий и принятия определенных поз кто-то сможет изменить жизненный сценарий, например, отношений с противоположным полом, сродни подростковому максимализму. Игнорирование своих проявлений — «дурных» проявлений эго — сродни поискам идеальной любви. На смену им приходит жестокое разочарование: идеала в подлунном мире нет. И ты почему-то продолжаешь чувствовать боль, страх, гнев, зависть, желание, беспокойство.
Что будет, если от этих ощущений отмахиваться, как от противной мухи, фразами: о, это не настоящий я, это мое эго, подождите, сейчас отпустит? Правильно. Как раз вот эти «проработки» на ретритах, когда приезжают на неделю в хорошее, тихое место красивые люди, а их там начинает «крыть по-черному». Начинаются склоки, сплетни, вылезают страхи, девиантное поведение, истерики, гнев. И все это не потому, что они какие-то практики делают, а потому что им не во что слить свой аффект. Им надо в этот момент быть светленькими человечками. А никак. Или когда ты небожительствовал недельку, а потом приехал в город, а тут все обычные, нет этих радужных улыбок, никто не обнимается. И вот какой-то унылый человек на тебя посмотрел не так, и ты уже внутренне возжелал мести.