Илон Маск и его конкуренты: 3 компании, которые уже в ближайшие годы начнут доставлять туристов в космос
Несмотря на то что самым раскрученным именем в новостях про космос остается SpaceX Илона Маска, это далеко не единственный игрок на рынке космического туризма, благодаря которому к звездам сможет отправиться любой — были бы деньги. Как отмечаетThe Atlantic, больших успехов в этом году добилась и компания Blue Origin, принадлежащая Джеффу Безосу, главе Amazon и одному из богатейших людей в мире. Esquire разбирает самых вероятных кандидатов в космические туроператоры ближайшего будущего.
Предыстория: почему туристы в космос летали-летали, а затем перестали
Первым туристом в космосе стал американский миллионер Деннис Тито, побывавший на МКС еще в 2001 году. За ним последовали еще шесть американцев и один канадец. Все они, что характерно, летали на борту кораблей «Союз» «Роскосмоса».
Дело тут не только в относительно высокой безопасности «Союзов» (последняя гибель людей на борту этого типа кораблей случилась в 1971 году, а их американской альтернативы, шаттлов, — в 1986 и 2003 годах). Более важным был коммерческий фактор. Пуск российского космического корабля стоил десятки миллионов долларов, поэтому тот же Тито заплатил «всего» $20 миллионов за попадание на орбитальную станцию. Один пуск американских шаттлов стоил уже $1,5 миллиарда: туристов, достаточно богатых для такого транспорта, найти слишком сложно.
Но уже с 2009 года даже «Роскосмос» потерял возможность доставлять туристов за пределы земной атмосферы. Причем не по своей вине: случилось это из-за свертывания программы шаттлов на стороне США. Штаты отказались от них из-за их очевидной небезопасности для астронавтов: всего за время программы Space Shuttle на американских космических "челноках" погибло 14 человек — в несколько раз больше, чем на всех остальных средствах для полетов в космос, вместе взятых.
В результате отказа США от шаттлов (а других пилотируемых средств для космических полетов NASA пока не имеет) российские «Союзы» оказались вообще единственным средством доставки людей на МКС. От этого «лишние» места для космических туристов в них исчезли — все заняли профессиональные астронавты.
И вот уже десять лет космического туризма просто нет.
Boeing и «Роскосмос»
Разумеется, в США не сидели сложа руки — NASA запустили программу Commercial Crew Development, нацеленную на создание коммерческих средств доставки американских астронавтов на МКС. Один из участников этой коммерческой программы — компания Boeing. Планируется, что она будет доставлять на станцию людей на борту корабля CST-100 Starliner. Этот корабль выводится на орбиту ракетой Atlas 5, произведенной United Launch Alliance (ракета — это результат партнерства Lockheed Martin Corp и Boeing). Двигатель ракеты — РД-180 российского производства.
Производитель CST-100 Starliner заранее договорился с NASA, что получит право возить с собой по одному туристу на один полет к МКС. Новый корабль при массе 13 тонн и диаметре 4,56 метра для этого достаточно вместителен. Если «Союз», спроектированный в 1960-х годах, имеет всего 6,5 кубометра герметичного жилого объема и может везти только троих, то Starliner располагает 11 кубометрами и рассчитан на семерых членов экипажа.