Какие существуют альтернативы традиционному дизельному топливу для яхт?

Y MagazineHi-Tech

Чистые помыслы

Мы продолжаем помогать читателям разбираться в реалиях «зеленого» движения внутри современного яхтенного мира. На этот раз изучаем альтернативы традиционному дизельному топливу.

Текст: Тимофей Вяземский

Несмотря на то, что давно подсчитано: мировой флот яхт повинен в выпуске в воздух лишь 3% вредных парниковых газов, — прогрессивное яхтенное сообщество считает делом чести и вкладом в будущее мировой экологической обстановки обращение к альтернативным видам топлива.

Сегодня яхтенный мир уже использует или тестирует, в зависимости от верфи, три вида альтернативного топлива: полученное из растительного сырья, биометанол и водород. Каждое из них пока дороже традиционного дизеля, два последних требуют еще и установки на яхты двигателей совершенно иной «породы». Для работы на топливе, полученном из растительного сырья (или его смеси с традиционным топливом) замена двигателей не требуется, но за ними необходим другой уход.

Пока лишь несколько крупных верфей имеют активную позицию в отношении использования топлива нового поколения. Feadship, например, стала первой, где построили суперъяхту, полностью приспособленную под HVO (топливо из гидроочищенного растительного масла). Это Obsidian, которую спустили на воду в 2023 году. Стоит отметить, что после передачи Obsidian владельцу все спущенные Feadship яхты строились и строятся с возможностью ходить на биотопливе, однако применение традиционного дизеля для работы гибридной двигательной установки никто не исключает. Все‑таки суперъяхты Feadship способны ходить по морям практически без ограничений, а HVO доступно пока не везде. Немецкая верфь Lürssen исследовала потенциал топливных элементов, работающих на метаноле, и в 2026 году должна передать владельцу свою первую яхту, использующую биометанол. Сейчас она известна под проектным именем Cosmos.

114-метровая яхта Lürssen, пока известная под проектным именем Cosmos, станет первой для верфи, оснащенной топливными элементами, работающими на метаноле

Итальянская Sanlorenzo верит в силу реформера метанола, позволяющего хранить на борту запасы этого топлива и вырабатывать из него более энергоэффективный водород, который сам по себе хранить на борту яхты гораздо сложнее, чем метанол. Сейчас на верфи достраивают 50‑метровую яхту, оснащенную реформером метанола, однако оговариваются, что водородные топливные элементы будут обеспечивать ее пока только в так называемом режиме отеля, то есть на якоре, питая кондиционеры, насосы, бойлеры и прочие энергозатратные бытовые приборы. Это вовсе не мало, если учесть, сколько времени яхты проводят на стоянке.

Верфь Sanlorenzo и ее президент Массимо Перотти (второй слева) активно продвигают установку реформера метанола на суперъяхты

Что касается водородного топлива, использования которого в чистом виде избегает Sanlorenzo, тут пальма первенства, опять же, принадлежит Feadship. В мае 2024 года верфь покинула 119‑метровая яхта, крещенная именем Breakthrough. И это первая в мире суперъяхта, оснащенная водородными топливными элементами. Непростой вопрос хранения водорода на борту на верфи решили, заморозив его до –253 ºС. Сам по себе водород очень легкий: один кубический метр весит 70 кг против 800 кг веса аналогичного объема HVO. Но требования безопасности к системе хранения газа на борту яхты очень строги: необходима криогенная камера с двойными стенками, установленная в специально отведенное под нее помещение. Так получается, что места для хранения должного запаса водорода на борту требуется в 9–10 раз больше, чем для топливных баков, содержащих аналогичный по эффективности запас дизеля.

Объемы производства HVO в мире за последнее десятилетие выросли вчетверо — до 12 млн тонн в год (Statista)

Feadship Breakthtough (119 м) — первая яхта, оснащенная водородными топливными элементами

Не отстают в попытках создать новые типы морских двигателей и «сухопутные» компании. Например, ABB и Ballard Power Systems (Канада) прикладывают много усилий к разработке двигателей на топливных элементах для морского транспорта и заметно преуспели в этом. Еще в 2022 году в Хьюстоне, штат Техас, они успешно провели беспрецедентные на тот момент испытания полномасштабной системы топливных элементов мощностью 3 МВт на борту судна. Компания ABB предоставила систему управления энергией и пропульсии, а Ballard — топливные элементы. Результаты испытаний подтвердили высокую производительность и эффективность системы, что открывает путь к коммерциализации судов с нулевым уровнем выбросов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шорт-лист Шорт-лист

Журнал «Автопилот» обойтись без людей совершенно не мог

Автопилот
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Удачное преображение Удачное преображение

В этой даче гармонично переплелись винтаж, панорамное остекление и русский стиль

Идеи Вашего Дома
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Мечты вредят вашему здоровью Мечты вредят вашему здоровью

Говорят, мечтать не вредно. А что, если наоборот?

СНОБ
Верным курсом Верным курсом

Активные ингредиенты — «тяжелая артиллерия» в уходе за кожей

Лиза
Ах, какие ножки! Ах, какие ножки!

7 способов избежать варикоза

Лиза
Зубастые красавицы Зубастые красавицы

Острые зубы, складки на шее, шрамы украшают женщину

Вокруг света
Как выбрать школу для первоклассника Как выбрать школу для первоклассника

Почему готовность ребенка к обучению – это не про чтение и письмо

Здоровье
10 уважаемых машин года 10 уважаемых машин года

Автомобили-именинники, чья жизнь определенно удалась

Men Today
Ошибка отца Фёдора Ошибка отца Фёдора

Знаменитый роман «12 стульев» приближается к своему вековому юбилею

Дилетант
Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку

В Чили спустя 130 лет переоткрыли полосатого шипогруда

N+1
Разведка по патенту Разведка по патенту

Как новая экосистема патентной аналитики поддержит процесс импортозамещения

Ведомости
Прогулка по Казани Прогулка по Казани

«Третья столица» – одно из популярных направлений для короткого путешествия

Лиза
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом

Какой прок от мела в бильярде?

ТехИнсайдер
Мили ненависти Мили ненависти

Попытка морской блокады Калининграда — однозначно трактуемый акт агрессии

Монокль
Азбука банкротства Азбука банкротства

Российский суд обанкротил кипрского совладельца ритейлера «Азбука вкуса»

Ведомости
Старый новый Голливуд Старый новый Голливуд

Как поколение мечтателей навсегда изменило кино

СНОБ
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Мягкая сила Мягкая сила

Идеальный диван в гостиную: как выбрать, куда поставить

Лиза
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр 10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр

Как распознать, когда именно пора обратиться к психиатру?

Psychologies
Надежда Бабкина: «У меня нет времени на зависть» Надежда Бабкина: «У меня нет времени на зависть»

Надежда Бабкина — о возрасте, внуках и критике

Лиза
Масло Масло

Им не испортишь кашу. Повара его обожают, а врачи недолюбливают

Здоровье
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Черепахи научились приспосабливаться к теплеющему морю Черепахи научились приспосабливаться к теплеющему морю

Ученые показали, как морские черепахи реагируют на изменение климата

ТехИнсайдер
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Открыть в приложении