Какие существуют альтернативы традиционному дизельному топливу для яхт?

Y MagazineHi-Tech

Чистые помыслы

Мы продолжаем помогать читателям разбираться в реалиях «зеленого» движения внутри современного яхтенного мира. На этот раз изучаем альтернативы традиционному дизельному топливу.

Текст: Тимофей Вяземский

Несмотря на то, что давно подсчитано: мировой флот яхт повинен в выпуске в воздух лишь 3% вредных парниковых газов, — прогрессивное яхтенное сообщество считает делом чести и вкладом в будущее мировой экологической обстановки обращение к альтернативным видам топлива.

Сегодня яхтенный мир уже использует или тестирует, в зависимости от верфи, три вида альтернативного топлива: полученное из растительного сырья, биометанол и водород. Каждое из них пока дороже традиционного дизеля, два последних требуют еще и установки на яхты двигателей совершенно иной «породы». Для работы на топливе, полученном из растительного сырья (или его смеси с традиционным топливом) замена двигателей не требуется, но за ними необходим другой уход.

Пока лишь несколько крупных верфей имеют активную позицию в отношении использования топлива нового поколения. Feadship, например, стала первой, где построили суперъяхту, полностью приспособленную под HVO (топливо из гидроочищенного растительного масла). Это Obsidian, которую спустили на воду в 2023 году. Стоит отметить, что после передачи Obsidian владельцу все спущенные Feadship яхты строились и строятся с возможностью ходить на биотопливе, однако применение традиционного дизеля для работы гибридной двигательной установки никто не исключает. Все‑таки суперъяхты Feadship способны ходить по морям практически без ограничений, а HVO доступно пока не везде. Немецкая верфь Lürssen исследовала потенциал топливных элементов, работающих на метаноле, и в 2026 году должна передать владельцу свою первую яхту, использующую биометанол. Сейчас она известна под проектным именем Cosmos.

114-метровая яхта Lürssen, пока известная под проектным именем Cosmos, станет первой для верфи, оснащенной топливными элементами, работающими на метаноле

Итальянская Sanlorenzo верит в силу реформера метанола, позволяющего хранить на борту запасы этого топлива и вырабатывать из него более энергоэффективный водород, который сам по себе хранить на борту яхты гораздо сложнее, чем метанол. Сейчас на верфи достраивают 50‑метровую яхту, оснащенную реформером метанола, однако оговариваются, что водородные топливные элементы будут обеспечивать ее пока только в так называемом режиме отеля, то есть на якоре, питая кондиционеры, насосы, бойлеры и прочие энергозатратные бытовые приборы. Это вовсе не мало, если учесть, сколько времени яхты проводят на стоянке.

Верфь Sanlorenzo и ее президент Массимо Перотти (второй слева) активно продвигают установку реформера метанола на суперъяхты

Что касается водородного топлива, использования которого в чистом виде избегает Sanlorenzo, тут пальма первенства, опять же, принадлежит Feadship. В мае 2024 года верфь покинула 119‑метровая яхта, крещенная именем Breakthrough. И это первая в мире суперъяхта, оснащенная водородными топливными элементами. Непростой вопрос хранения водорода на борту на верфи решили, заморозив его до –253 ºС. Сам по себе водород очень легкий: один кубический метр весит 70 кг против 800 кг веса аналогичного объема HVO. Но требования безопасности к системе хранения газа на борту яхты очень строги: необходима криогенная камера с двойными стенками, установленная в специально отведенное под нее помещение. Так получается, что места для хранения должного запаса водорода на борту требуется в 9–10 раз больше, чем для топливных баков, содержащих аналогичный по эффективности запас дизеля.

Объемы производства HVO в мире за последнее десятилетие выросли вчетверо — до 12 млн тонн в год (Statista)

Feadship Breakthtough (119 м) — первая яхта, оснащенная водородными топливными элементами

Не отстают в попытках создать новые типы морских двигателей и «сухопутные» компании. Например, ABB и Ballard Power Systems (Канада) прикладывают много усилий к разработке двигателей на топливных элементах для морского транспорта и заметно преуспели в этом. Еще в 2022 году в Хьюстоне, штат Техас, они успешно провели беспрецедентные на тот момент испытания полномасштабной системы топливных элементов мощностью 3 МВт на борту судна. Компания ABB предоставила систему управления энергией и пропульсии, а Ballard — топливные элементы. Результаты испытаний подтвердили высокую производительность и эффективность системы, что открывает путь к коммерциализации судов с нулевым уровнем выбросов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Дарья Горякина Дарья Горякина

Лектор Дарья Горякина превращает «Хеликс» в лабораторный Google России

Собака.ru
Программа на перспективу Программа на перспективу

Как Индия стала одной из ведущих IT-стран мира и каковы ее планы на будущее

РБК
Фитнес-геометрия Фитнес-геометрия

Уникальная методика тренировок от фитнес-редакторов Ксении Ruff и Олега Майами

ЖАРА Magazine
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Осторожно, опасные продукты: что можно, а что нельзя класть в кошачью миску Осторожно, опасные продукты: что можно, а что нельзя класть в кошачью миску

Какие продукты нужны кошкам и почему лакомства стоит строго дозировать

СНОБ
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
Полярный бизнес-круг Полярный бизнес-круг

Российские компании против таяния мерзлоты: как бизнес адаптируется к угрозам

Ведомости
Юани и авось Юани и авось

Почему китайская валюта не заменила американскую на российском рынке

Деньги
Машина — зверь Машина — зверь

Анималистика в автомобильных эмблемах и именах

Автопилот
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
Основа макияжа Основа макияжа

Как продают и из чего делают косметику в России, рассказывает Наталья Ракоч

СНОБ
Сезонный переполох Сезонный переполох

Какие болезни чаще всего обостряются весной и что с этим делать?

Лиза
Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья

Porsche Cayenne – отличный внедорожник для всех

4x4 Club
Москва дерется в перчатках Москва дерется в перчатках

Новый викторианский сериал Стивена Найта на ВВС One

Weekend
Шале на Волге Шале на Волге

Автор проекта обыграла стиль шале, предложив оригинальное авторское решение

Идеи Вашего Дома
Всем — компартменты Всем — компартменты

Понятие зоосанитарного статуса будет введено для каждого вида сельхозживотных

Агроинвестор
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Вяление Вяление

Вяление и его производные дают интересные и порой неожиданные результаты

Bones
К чему снится свадьба — толкование сна по соннику К чему снится свадьба — толкование сна по соннику

Разбираем, что означает свадьба во сне, с помощью сонников и психолога

Psychologies
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов

Зона декольте требует особого внимания

VOICE
5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард 5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард

Пять кинолент, которые станут проводниками в мир авангардного кино

СНОБ
Мозаика из старой посуды Мозаика из старой посуды

Сейчас в мастерской Натальи Новиковой на Фонтанке творится мозаичная магия

Новый очаг
Темная история Темная история

Пигментация – не просто дефект кожи. Но как от нее избавиться?

Добрые советы
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
Отчего болит спина Отчего болит спина

Неочевидные и скрытые причины боли в спине

Лиза
«Актив на самом деле уникальный» «Актив на самом деле уникальный»

Кирилл Ершов — о развитии подконтрольной холдингу компании «Ростагро»

Агроинвестор
Сложно, но можно Сложно, но можно

Четыре шага по решению любой проблемы

Новый очаг
Открыть в приложении