Иван Петухов о своих «Сестрах», первом российском постхорроре

WeekendСобытия

«Все молчат, а молчание — лучший союзник насилия»

Иван Петухов о своих «Сестрах», первом российском постхорроре

Иван Петухов. Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В прокат выходят «Сестры» Ивана Петухова. Его героиня Аня (Ирина Старшенбаум) живет с мужем Андреем (Никита Ефремов) в типичной новостройке одного из провинциальных российских городов. Внешне это обыкновенная счастливая семья, но для героини она буквально превратилась в тюрьму, из которой нет выхода: муж запирает ее в квартире после попытки побега и контролирует каждое ее действие. О том, почему в России не снимают постхорроры и имеют ли право мужчины говорить о домашнем насилии, Иван Петухов рассказал Константину Шавловскому.

«Сестры» — первый российский постхоррор. Ощущаешь ли ты себя пионером жанра?

Пожалуй, что да, и это ощущение выросло из моего общения с продюсерами, которым я предлагал запуститься с «Сестрами». Выяснилось, что почти никто не понимал, что это такое. Меня на полном серьезе спрашивали: хоррор — это же как «Кошмар на улице Вязов», да? Я терпеливо рассказывал, что хорроры давно уже не такие, как в восьмидесятые, что постхоррорами называют авторские фильмы ужасов, где серьезные высказывания помещены в рамку жанрового кино, говорил о Джордане Пиле, Ари Астере, Роберте Эггерсе. Правда, это было года три назад, когда я только начинал работать над фильмом,— собственно, первый год и прошел вот в таких беседах.

Может, дело в том, что в советском кино нет традиции фильмов ужасов, кроме «Вия»? Какой тут еще постхоррор, когда у нас и хорроры-то только-только появились?

Авторский хоррор в России не очень заходит, потому что в российском хоррор-кино нет авторов. Все, что снимается,— это глубоко продюсерское кино, построенное на очень надежных ходах, скопированных с западных образцов жанра, притом не самых высоких. Они рассчитаны на нишевую аудиторию, как ни странно, не только российскую, но и международную. И фильмы вроде «Невесты» находят своего зрителя за пределами России, потому что пользуются универсальными хоррор-тропами, добавляя в сюжет какой-то местный колорит. Это все достаточно дешево в производстве и узнаваемо. А авторские эксперименты в российском хорроре, которые можно пересчитать по пальцам, как правило, гораздо менее успешны в прокате, от «Мертвых дочерей» Павла Руминова до недавнего «Побочного эффекта» Леши Казакова. Всерьез можно говорить только о локальных успехах якутского хоррора. Недавний «Иччи» Костаса Марсаана, например, вполне себе авторский хоррор с очень яркой и своеобразной фактурой, со своим лицом.

Постхоррор — это же очень часто еще и слоубёрнеры, где действие почти не развивается, застревает в бытовых диалогах и томительном ожидании развязки. Насколько медленным ты позволил себе быть?

Конечно, мне говорили: слушай, у тебя первый мистический элемент только на 35-й минуте появляется, может быть, как-то немножечко взбодрим первую часть? Но мне удалось это отстоять, потому что важно было задать мир, взаимоотношения, характеры, заставить зрителя полюбить героиню и только потом переходить к мистической части. В «Сестрах» же вся драматургия строится на столкновении реалистического и мистического, и вообще мистический элемент нужен «Сестрам» только для того, чтобы сопоставить его с самым настоящим ужасом, который происходит с женщинами, страдающими от абьюза. Окунать людей сразу в мистический ужас — значило бы сбить реализм этой истории.

А что у тебя было сначала — амбиция снять первый российский постхоррор или желание поговорить о домашнем насилии?

Конечно, я отталкивался от темы и искал тот язык, на котором могу о ней рассказать. Довольно быстро я понял, что это будет хоррор. Но в первом варианте сценария я наполнил историю всеми возможными хоррор-клише, так что это была такая странная комбинация социальной драмы и классического мистического хоррора со скримерами и даже с монстрами. И стало ясно, что все они скорее уводят от темы, чем приближают к ней. Тогда я начал избавляться от них, и в какой-то момент в фильме не осталось ни одного скримера. Вот тогда я понял, что баланс найден и можно снимать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Не теряйте меня (и себя) Не теряйте меня (и себя)

События и испытания последних лет лишь подливают масла в огонь нашей тревожности

Psychologies
Это не джентльмены Это не джентльмены

Выходит сериал «Гангстерленд», где первые эпизоды снял Гай Ритчи

Weekend
Судьба «наказанного народа»: как власти СССР депортировали немцев Закавказья Судьба «наказанного народа»: как власти СССР депортировали немцев Закавказья

Историк рассказывает об одном из самых драматичных эпизодов 1941 года

Forbes
Код будущего Код будущего

«Солнечный» электромобиль, экзоскелет для артистов и другие технологии будущего

ТехИнсайдер
Что можно узнать о смерти и горе из мультфильма «Тайна Коко»? Что можно узнать о смерти и горе из мультфильма «Тайна Коко»?

Какие сложные вопросы поднимает мультфильм «Тайна Коко»?

Psychologies
Утомленные призраками Утомленные призраками

Зачем кино воскрешает тиранов и почему не может их отпустить

Weekend
Cердечный приступ или паническая атака Cердечный приступ или паническая атака

Главные признаки и отличия сердечного приступа от панической атаки

Лиза
Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас

Ночью занимаются любовью, а днем ведут бизнес — одни и те же люди

Psychologies
Вот такой гуманизм по-большевистски Вот такой гуманизм по-большевистски

Вопросы для Василия Христофорова, одного из авторов «Высылки вместо расстрела»

Дилетант
Почему в последние мгновения жизни люди видят одни и те же образы Почему в последние мгновения жизни люди видят одни и те же образы

Что же видят люди перед концом этого своего "фильма-жизни"?

ТехИнсайдер
Актриса Светлана Устинова: «Я никогда не думала, что создам полнометражную картину о деменции» Актриса Светлана Устинова: «Я никогда не думала, что создам полнометражную картину о деменции»

Интервью со Светланой Устиновой о ее режиссерском дебюте «Время года зима»

СНОБ
Защитим личные границы Защитим личные границы

Мы тонко чувствуем вторжение на личную территорию. Но как ее защитить?

Psychologies
Чай, со слоном Чай, со слоном

Что и зачем нужно знать об индийских автомобилях

Автопилот
Золотая клетка: как живут наложницы в современных гаремах Золотая клетка: как живут наложницы в современных гаремах

Джиллиан Лорен полтора года была наложницей министра финансов Брунея

VOICE
«Будь водой, друг мой»: врачи разгадали тайну внезапной кончины Брюса Ли «Будь водой, друг мой»: врачи разгадали тайну внезапной кончины Брюса Ли

Спустя полвека после смерти Брюса Ли врачи определили, что стало причиной

Maxim
Селфхарм: почему люди причиняют себе физическую боль и как им помочь Селфхарм: почему люди причиняют себе физическую боль и как им помочь

Можно ли как-то помочь человеку, который причиняет себе боль?

Psychologies
Фолкленды и Мальвины Фолкленды и Мальвины

Крошечные острова в Южной Атлантике в 1982 году стали полем битвы

Дилетант
Себе дороже: кто из богатейших не готов жертвовать состояние на благотворительность Себе дороже: кто из богатейших не готов жертвовать состояние на благотворительность

Кто из богатейших людей мира не подписал «Клятву дарения»?

Forbes
Директор фонда «Подари жизнь» — о доброте, системности и 100 рублях Директор фонда «Подари жизнь» — о доброте, системности и 100 рублях

Директор фонда «Подари жизнь»: почему благотворительность — это про любовь

РБК
Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома

Как преодолеть этот мучительный психологический зажим и сказать тост?

Psychologies
Воплощение элегантности Воплощение элегантности

Изысканная мебель и удачное текстильное оформление в современной квартире

Идеи Вашего Дома
Сама по себе Варя Сама по себе Варя

Варвара Феофанова — об узнаваемости, экспериментах в кино и работе с мужем

OK!
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований

Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать

Inc.
Смешать, но не взбалтывать Смешать, но не взбалтывать

Выбираем подходящий блендер

Лиза
Как пережить апокалипсис: топ-5 самых полезных гаджетов Как пережить апокалипсис: топ-5 самых полезных гаджетов

Как сохранить себе жизнь с помощью технологий

Maxim
«Гений чистой красоты»: 9 символов, зашифрованных в «Сикстинской Мадонне» «Гений чистой красоты»: 9 символов, зашифрованных в «Сикстинской Мадонне»

Рассматриваем картину Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»

Вокруг света
Модель бога: что мы узнаем о Пелевине из нового документального фильма о его жизни Модель бога: что мы узнаем о Пелевине из нового документального фильма о его жизни

Каким получился документальный фильм журналиста Родиона Чепеля «Пелевин»

Forbes
Из жизни галактик Из жизни галактик

Во Вселенной существует множество галактик, и каждая из них особенная

Наука и жизнь
Праздник жизни Праздник жизни

Новый проект Татьяны Мироновой впечатляет искрящейся витальностью

SALON-Interior
Открыть в приложении