Как в СССР копировали автомобили капиталистического автопрома: не хуже оригинала
Автопром в Советском Союзе всегда был как хромая лошадь: отставание от мировых тенденций в этой сфере было велико. С одной стороны, это странно, ведь инженерный состав у нас всегда был первоклассный. С другой - у капиталистов автопромом командовал рынок, а у нас как такового рынка-то и не было: большинство автомобилей расходилось по госорганизациям. Поэтому копировать в такой ситуации было куда проще, чем изобретать что-то новое.
История заимствований в нашей стране началась довольно безобидно. Партийные чины быстро поняли, что ни к чему изобретать колесо, а также конвейер и первый массовый автомобиль, если это уже за них сделал Генри Форд. По такому случаю в 1929 году отечественное правительство вполне официально закупило в Штатах пачку инженерной документации и соответствующее оборудование для выпуска лицензионной копии Ford Model A. Производство наладили к концу 1933 года, когда в Америке Model A уже давно была снята с производства. Это не помешало ГАЗ-А стать первым и чертовски популярным массовым автомобилем: за четыре года производства было выпущено 42 000 автомобилей - до фордовских миллионных тиражей далековато, но для нашей страны огромная цифра.
Дальше больше. Когда модель ГАЗ-А уже окончательно устарела даже на родных просторах, решили поступить по отработанной схеме. На смену модели “А” пришел ГАЗ М-1 - лицензионная вариация на тему Ford Model B. Под капотом надежная и неприхотливая “четверка”, куда более пригодный в наших широтах цельнометаллический кузов, простота в ремонте и уходе… Как результат - тираж почти 63 000 автомобилей.
В послевоенные годы в Советском Союзе появилась необходимость в массовом автомобиле, доступном для индивидуального пользования. Поговаривают, что сам Сталин настоял на том, чтоб им стал приглянувшийся ему еще до вoйны Opel Kadett. Более того, сам генсек внес запрет на какие-либо изменения в конструкции до постановки автомобиля на конвейер. Никаких лицензий и консультаций завода-разработчика: советские инженеры просто взяли ворох “Опелей”, оставшихся на просторах нашей необъятной после Второй мировой вoйны, все досконально изучили, взвесили и перерисовали. А вы как хотели - завод Opel в Рюссельхайме разрушили союзники, никакой проектной документации на автомобиль не осталось. Так в 1946 году с конвейера Завода малолитражных автомобилей (ЗМА) вышел “Москвич-400”, в простонародье