История постсоветского искусства в преследованиях и приговорах суда

WeekendКультура

Судебная перспектива

История постсоветского искусства в преследованиях и приговорах суда

Текст: Анна Толстова

Виктория Ломаско и Антон Николаев. «Таганское правосудие», 2009. Фото: Виктория Ломаско, Антон Николаев

В издательстве академической литературы Vernon Press вышел английский перевод книги немецко-швейцарской славистки, искусствоведа и куратора Сандры Фриммель «Суждения искусства: искусство на судебных процессах в России после перестройки». Немецкий оригинал был опубликован в 2015 году, англоязычная версия существенно дополнена, но за время ее подготовки произошло столько событий, имеющих непосредственное отношение к теме, что эту книгу можно будет дорабатывать и переиздавать бесконечно.

Игра слов, присутствующая в названии, нигде в тексте специально не расшифровывается. Но «суждения искусства» (Kunsturteile, art judgements), без сомнения, отсылают не только к судебной практике, но и к эстетической теории, к Канту и его третьей «Критике», к суждениям вкуса, иначе говоря — к началу тех новых времен, когда искусство, сбросившее ярмо нормы, угодило в ловушку свободы, поскольку свобода творчества художника начала компенсироваться свободой критика сметь свое суждение иметь. Критика — в очень широком смысле, и профессионального писаки об искусстве, и так называемого простого зрителя, и зрителя, так сказать, уполномоченного, скажем, честного британского таможенника, взявшегося сражаться с акулами галерейного бизнеса из Haunch of Venison, потому что груда люминесцентных ламп является электрооборудованием и никак не может быть произведением искусства какого-то там Дэна Флавина. Этот и прочие исторические прецеденты, компаративистские параллели, в том числе — американские «культурные войны» или скандалы вокруг «молодых британских художников», непосредственная предыстория, касающаяся нонконформизма, например, Вячеслава Сысоева, севшего за порнографию, то есть за неприемлемое для властей содержание своей сатирической графики, а не по «тунеядской» или другим, применявшимся к советской творческой интеллигенции статьям,— все это в книге есть, но всем этим она не перегружена. В фокусе — российское современное искусство последних 30 лет, которое Сандра Фриммель, учившаяся в Петербурге, много работавшая в Москве, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде и дружная с доброй половиной местных художников, кураторов и критиков, наблюдала с очень короткой дистанции, чтобы в итоге защитить диссертацию в Берлине по этой своей искусствоведческо-юридической теме. И хотя дистанция была очень коротка, наблюдения и case studies сложились в своего рода историю искусства постсоветской России, написанную под определенным углом зрения.

Фото: Vernon Press

Конечно, 200 с небольшим страниц убористого текста «Суждений искусства» не претендуют на то, чтобы быть большой исторической картиной: вряд ли кто-то сегодня, во времена кризиса больших нарративов, может всерьез претендовать на всеохватность и исчерпывающую полноту. Это скорее сумма зарисовок, сложившаяся в графический роман,— недаром книга среди прочего проиллюстрирована работами мастера графического репортажа Виктории Ломаско, рисовавшей в Таганском суде на процессе по поводу выставки «Запретное искусство». Однако все главные судебно-полицейские прецеденты и все главные герои минувшего тридцатилетия, начиная с Александра Бренера, кричавшего «Чечня! Чечня!» в Елоховской церкви в феврале 1995-го, когда завершался штурм Грозного, и оштрафованного на 500 рублей, и заканчивая Петром Павленским, сделавшим российскую пенитенциарную систему частью своих акций и в итоге вынужденным бежать из России, в ней описаны. Даже те, кто с начала 1990-х следил за художественной жизнью и был в курсе описанных событий, удивятся, как быстро Россия прошла путь от 500 рублей штрафа до «двушечки» участницам «панк-молебна» группы Pussy Riot, которые первыми в новейшей истории страны получили реальный тюремный срок за деятельность в области современного искусства. И отметят про себя, что это развитие приобрело вполне определенный вектор после 1998 года, когда впервые после распада СССР против российского художника возбудили уголовное дело за его искусство — имеется в виду Авдей Тер-Оганьян и его акция «Юный безбожник». Историю искусства постсоветской России с 1991 года до наших дней можно было бы рассказывать и по-другому: с точки зрения развития художественного рынка, учреждения новых институций, распространения новых медиа и интермедиальных практик. Но так вышло, что первая из написанных историй рассматривает это тридцатилетие с точки зрения судебных преследований художников. Видимо, это та историю, которую мы заслужили.

Фото: предоставлено Vernon Press

Строго говоря, «Суждения искусства» не являются летописью, последовательным изложением событий, у них другая цель: проанализировать сами судебные процессы, связанные с современным искусством, в плане риторики, аргументов за и против и в плане режиссуры судебных заседаний. Тут читатель, вооруженный Беньямином и марксистскими идеями, может сгоряча обвинить автора в эстетизации политики: дескать, судебный процесс предстает в книге этаким «гезамткунстверком», произведением искусства, трактованным в духе теории перформативности Эрики Фишер-Лихте. И будет неправ. Аргументы обвинения и защиты, рассмотренные в самых разных историко-культурных перспективах, вплоть до споров славянофилов и западников или критики «формализма», неожиданно обнаруживают куда большую глубину, чем могло показаться из отчетов прессы, но речь вовсе не о том, чтобы придать ценность суждениям «мракобесов»,— оказывается, главная критическая дискуссия эпохи, дискуссия о том, что есть искусство и где заканчивается его свобода и автономия, разворачивалась вовсе не на страницах художественных журналов или в лекториях арт-центров, а в залах судебных заседаний. А постановочные стратегии судебных прений, проанализированные в историческом контексте, с аллюзиями на московские процессы 1930-х годов или же процесс Синявского и Даниэля, показывают, что и политические трансформации в постсоветской России очень ярко проявились в такой, казалось бы, малозначительной сфере.

Фото: предоставлено Vernon Press

Ясно, что при подобном подходе центральным материалом книги становятся два ключевых процесса 2000-х, связанные с выставками «Осторожно, религия!» (2003) и «Запретное искусство — 2006» (2007) в Сахаровском центре (внесен в реестр НКО-«иноагентов»), где перед судом предстают не отдельные произведения, а все современное искусство России, отобранное для этих политически значимых экспозиций кураторами, прежде всего — Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым. В том, как разобраны эти процессы, какое внимание уделяется всем доступным публике судебным материалам, протоколам допросов, показаниям, экспертизам, виден не только искусствовед, но и филолог, чувствительный к слову и готовый препарировать его с беспристрастностью патологоанатома (кое-что теряется в переводе, да и анекдотические переводческие ляпсусы — например, не все узнают в персонаже с латинизированным именем Alexei Pinus директора Зверевского центра современного искусства поэта Алексея Сосну — затрудняют чтение). Автор всеми силами старается остаться в границах своей специализации, не выходить за территорию искусства и не делать политических обобщений, но материал начинает отчаянно сопротивляться. Выводы, к которым приходит искусствовед и филолог Сандра Фриммель, неутешительны: история судов над современным искусством оказывается историей поражения свободы и победы авторитаризма, историей цензуры и самоцензуры, вынужденной эмиграции и маргинализации, возвращения в подполье и молчания. Англоязычная версия книги заканчивается словом «silencing»: дальше — тишина, критические голоса искусства смолкли.

Фото: предоставлено Vernon Press

Последней героиней «Суждений искусства», возникающей на заключительных страницах, становится Дарья Апахончич, художница-феминистка и активистка, первая из деятелей современного искусства признанная «иностранным агентом». В этой истории хотелось бы поставить точку, но она, к сожалению, продолжается прямо сейчас: прокуратура требует отправить в колонию на три года и два месяца Юлию Цветкову, художницу и активистку из Комсомольска-на-Амуре, тоже внесенную в список «иноагентов»; Amnesty International признала узницей совести петербургскую художницу Александру Скочиленко, помещенную в следственный изолятор до суда; в отношении московского художника Данилы Ткаченко, успевшего уехать из России, возбуждено уголовное дело — обвинения разнятся в диапазоне от порнографии до дискредитации вооруженных сил РФ, преступление, в сущности, одно — современное искусство, критическое по определению.

Фото: предоставлено Vernon Press

Sandra Frimmel. Art Judgements: Art on Trial in Russia after Perestroika. Vernon Press, 2022

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В барокко с головой В барокко с головой

Поиски главного героя в прошлом и настоящем

Weekend
Лори не запишут в Черную книгу: как жители крошечного острова пытаются спасти вымирающих попугаев Лори не запишут в Черную книгу: как жители крошечного острова пытаются спасти вымирающих попугаев

Попугаи лори сегодня находятся на грани исчезновения

ТехИнсайдер
A Vida Portuguesa A Vida Portuguesa

«А вы уже были в A Vida Portuguesa?»

Seasons of life
Бог создал женщину: какими были первые священнослужительницы в разных религиях Бог создал женщину: какими были первые священнослужительницы в разных религиях

Женщины с давних времен были на «мужских постах» в ключевых религиях мира

Forbes
«Разворот на Восток» в цифрах и фактах «Разворот на Восток» в цифрах и фактах

Потенциал сотрудничества со странами Азии

РБК
Unmatched по версии Кранаха: что стоит за картинами немецкого живописца? Unmatched по версии Кранаха: что стоит за картинами немецкого живописца?

На какие темы писал картины Лукас Кранах и кого таким образом высмеивал

Правила жизни
«Страх отступает, когда ты сделал первый шаг» «Страх отступает, когда ты сделал первый шаг»

Миша М — о новых песнях, смене псевдонима и планах

OK!
«Нельзя терять ни минуты» «Нельзя терять ни минуты»

В 1930 году в СССР состоялись 13 453 массовых крестьянских выступления

Дилетант
Как сериал «Этим летом я стала красивой» продвигает патриархальные стереотипы о любви Как сериал «Этим летом я стала красивой» продвигает патриархальные стереотипы о любви

«Этим летом я стала красивой» — сериал, снятый по сценарным ходам из 1990-х

Forbes
Польза и вред куркумы: исследования ученых Польза и вред куркумы: исследования ученых

Ценные свойства и особенности куркумы

РБК
Как и что говорить, чтобы покорить его на первом свидании? Советы, которые работают Как и что говорить, чтобы покорить его на первом свидании? Советы, которые работают

Как сделать так, чтобы он точно перезвонил? Рассказываем

VOICE
Тернистый путь к Тернистый путь к

Перед тем как выйти на красные дорожки, актеры залечивают раны

ТехИнсайдер
Бразильская достоевщина Бразильская достоевщина

Как русский классик заменил австрийскому художнику соотечественников

Weekend
Шотландские лисицы поели собачьих фекалий Шотландские лисицы поели собачьих фекалий

Зоологи обнаружили, что лисицы регулярно поедают экскременты домашних собак

N+1
Археологи обнаружили в Гнёздове серебряный плетеный позумент Археологи обнаружили в Гнёздове серебряный плетеный позумент

Элемент одежды древнерусской знати нашли на месте разрушенного в X веке кургана

N+1
Правда ли, что алмазы горят: 7 интересных фактов о редких драгоценностях Правда ли, что алмазы горят: 7 интересных фактов о редких драгоценностях

Что вы знаете об алмазах?

ТехИнсайдер
Разговор в пустоту: 10 причин, почему тебя не слушают Разговор в пустоту: 10 причин, почему тебя не слушают

Почему люди отказываются воспринимать информацию, если она исходит от тебя?

VOICE
Катать не перекатать: на чем можно прохватить, если велосипед уже надоел Катать не перекатать: на чем можно прохватить, если велосипед уже надоел

Что же это за джамперы и флоутборды?

ТехИнсайдер
«Эти дни»: зачем компании вводят менструальные отгулы «Эти дни»: зачем компании вводят менструальные отгулы

Как внимание к менструации влияет на представление о гендерном равенстве?

Forbes
Еще 10 ярких примеров эффекта Манделы, когда люди помнят то, чего не было Еще 10 ярких примеров эффекта Манделы, когда люди помнят то, чего не было

Ты удивишься, насколько ты неверно запомнил самые очевидные вещи и события

Maxim
Как с одного пульта управлять всеми устройствами? Как с одного пульта управлять всеми устройствами?

Как управлять всей домашней электроникой с помощью всего одного устройства

CHIP
Вы действительно можете умереть от грусти и от счастья — вот почему это может произойти Вы действительно можете умереть от грусти и от счастья — вот почему это может произойти

Ученые выяснили, что человек может умереть от избыточного счастья

ТехИнсайдер
Что такое ЛКП автомобиля и как правильно за ним ухаживать Что такое ЛКП автомобиля и как правильно за ним ухаживать

Лакокрасочном покрытие автомобиля: нюансы измерения и стандартах его толщины

РБК
Археологи раскопали на дне Саяно-Шушенского водохранилища могилу хуннского воина Археологи раскопали на дне Саяно-Шушенского водохранилища могилу хуннского воина

В одной из могил водохранилища археологи обнаружили останки хуннского воина

N+1
Следуя за мечтой Следуя за мечтой

Современный, светлый, лаконичный интерьер вне времени

SALON-Interior
10 привычных продуктов, которые опасно есть в жару 10 привычных продуктов, которые опасно есть в жару

Продукты, которыми в жару лучше не соблазняться

Лиза
«С русским акцентом»: какой будет новая корпоративная культура после передела рынка «С русским акцентом»: какой будет новая корпоративная культура после передела рынка

Чего ждать старым сотрудникам? Как изменится корпоративная культура?

Forbes
Боди-хоррор: что это такое и самые страшные современные фильмы этого жанра Боди-хоррор: что это такое и самые страшные современные фильмы этого жанра

Страшилки, где с человеческим телом происходит что-то нехорошее

Maxim
Как юрист из Москвы помогает хаски, от которых отказались хозяева Как юрист из Москвы помогает хаски, от которых отказались хозяева

Как юрист из Москвы Наталия Басина построила под Рузой хаски-деревню

СНОБ
А вдруг все серьезнее... А вдруг все серьезнее...

Болит спина – и мы спешим на массаж. А может, надо к врачу?

Лиза
Открыть в приложении