История постсоветского искусства в преследованиях и приговорах суда

WeekendКультура

Судебная перспектива

История постсоветского искусства в преследованиях и приговорах суда

Текст: Анна Толстова

Виктория Ломаско и Антон Николаев. «Таганское правосудие», 2009. Фото: Виктория Ломаско, Антон Николаев

В издательстве академической литературы Vernon Press вышел английский перевод книги немецко-швейцарской славистки, искусствоведа и куратора Сандры Фриммель «Суждения искусства: искусство на судебных процессах в России после перестройки». Немецкий оригинал был опубликован в 2015 году, англоязычная версия существенно дополнена, но за время ее подготовки произошло столько событий, имеющих непосредственное отношение к теме, что эту книгу можно будет дорабатывать и переиздавать бесконечно.

Игра слов, присутствующая в названии, нигде в тексте специально не расшифровывается. Но «суждения искусства» (Kunsturteile, art judgements), без сомнения, отсылают не только к судебной практике, но и к эстетической теории, к Канту и его третьей «Критике», к суждениям вкуса, иначе говоря — к началу тех новых времен, когда искусство, сбросившее ярмо нормы, угодило в ловушку свободы, поскольку свобода творчества художника начала компенсироваться свободой критика сметь свое суждение иметь. Критика — в очень широком смысле, и профессионального писаки об искусстве, и так называемого простого зрителя, и зрителя, так сказать, уполномоченного, скажем, честного британского таможенника, взявшегося сражаться с акулами галерейного бизнеса из Haunch of Venison, потому что груда люминесцентных ламп является электрооборудованием и никак не может быть произведением искусства какого-то там Дэна Флавина. Этот и прочие исторические прецеденты, компаративистские параллели, в том числе — американские «культурные войны» или скандалы вокруг «молодых британских художников», непосредственная предыстория, касающаяся нонконформизма, например, Вячеслава Сысоева, севшего за порнографию, то есть за неприемлемое для властей содержание своей сатирической графики, а не по «тунеядской» или другим, применявшимся к советской творческой интеллигенции статьям,— все это в книге есть, но всем этим она не перегружена. В фокусе — российское современное искусство последних 30 лет, которое Сандра Фриммель, учившаяся в Петербурге, много работавшая в Москве, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде и дружная с доброй половиной местных художников, кураторов и критиков, наблюдала с очень короткой дистанции, чтобы в итоге защитить диссертацию в Берлине по этой своей искусствоведческо-юридической теме. И хотя дистанция была очень коротка, наблюдения и case studies сложились в своего рода историю искусства постсоветской России, написанную под определенным углом зрения.

Фото: Vernon Press

Конечно, 200 с небольшим страниц убористого текста «Суждений искусства» не претендуют на то, чтобы быть большой исторической картиной: вряд ли кто-то сегодня, во времена кризиса больших нарративов, может всерьез претендовать на всеохватность и исчерпывающую полноту. Это скорее сумма зарисовок, сложившаяся в графический роман,— недаром книга среди прочего проиллюстрирована работами мастера графического репортажа Виктории Ломаско, рисовавшей в Таганском суде на процессе по поводу выставки «Запретное искусство». Однако все главные судебно-полицейские прецеденты и все главные герои минувшего тридцатилетия, начиная с Александра Бренера, кричавшего «Чечня! Чечня!» в Елоховской церкви в феврале 1995-го, когда завершался штурм Грозного, и оштрафованного на 500 рублей, и заканчивая Петром Павленским, сделавшим российскую пенитенциарную систему частью своих акций и в итоге вынужденным бежать из России, в ней описаны. Даже те, кто с начала 1990-х следил за художественной жизнью и был в курсе описанных событий, удивятся, как быстро Россия прошла путь от 500 рублей штрафа до «двушечки» участницам «панк-молебна» группы Pussy Riot, которые первыми в новейшей истории страны получили реальный тюремный срок за деятельность в области современного искусства. И отметят про себя, что это развитие приобрело вполне определенный вектор после 1998 года, когда впервые после распада СССР против российского художника возбудили уголовное дело за его искусство — имеется в виду Авдей Тер-Оганьян и его акция «Юный безбожник». Историю искусства постсоветской России с 1991 года до наших дней можно было бы рассказывать и по-другому: с точки зрения развития художественного рынка, учреждения новых институций, распространения новых медиа и интермедиальных практик. Но так вышло, что первая из написанных историй рассматривает это тридцатилетие с точки зрения судебных преследований художников. Видимо, это та историю, которую мы заслужили.

Фото: предоставлено Vernon Press

Строго говоря, «Суждения искусства» не являются летописью, последовательным изложением событий, у них другая цель: проанализировать сами судебные процессы, связанные с современным искусством, в плане риторики, аргументов за и против и в плане режиссуры судебных заседаний. Тут читатель, вооруженный Беньямином и марксистскими идеями, может сгоряча обвинить автора в эстетизации политики: дескать, судебный процесс предстает в книге этаким «гезамткунстверком», произведением искусства, трактованным в духе теории перформативности Эрики Фишер-Лихте. И будет неправ. Аргументы обвинения и защиты, рассмотренные в самых разных историко-культурных перспективах, вплоть до споров славянофилов и западников или критики «формализма», неожиданно обнаруживают куда большую глубину, чем могло показаться из отчетов прессы, но речь вовсе не о том, чтобы придать ценность суждениям «мракобесов»,— оказывается, главная критическая дискуссия эпохи, дискуссия о том, что есть искусство и где заканчивается его свобода и автономия, разворачивалась вовсе не на страницах художественных журналов или в лекториях арт-центров, а в залах судебных заседаний. А постановочные стратегии судебных прений, проанализированные в историческом контексте, с аллюзиями на московские процессы 1930-х годов или же процесс Синявского и Даниэля, показывают, что и политические трансформации в постсоветской России очень ярко проявились в такой, казалось бы, малозначительной сфере.

Фото: предоставлено Vernon Press

Ясно, что при подобном подходе центральным материалом книги становятся два ключевых процесса 2000-х, связанные с выставками «Осторожно, религия!» (2003) и «Запретное искусство — 2006» (2007) в Сахаровском центре (внесен в реестр НКО-«иноагентов»), где перед судом предстают не отдельные произведения, а все современное искусство России, отобранное для этих политически значимых экспозиций кураторами, прежде всего — Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым. В том, как разобраны эти процессы, какое внимание уделяется всем доступным публике судебным материалам, протоколам допросов, показаниям, экспертизам, виден не только искусствовед, но и филолог, чувствительный к слову и готовый препарировать его с беспристрастностью патологоанатома (кое-что теряется в переводе, да и анекдотические переводческие ляпсусы — например, не все узнают в персонаже с латинизированным именем Alexei Pinus директора Зверевского центра современного искусства поэта Алексея Сосну — затрудняют чтение). Автор всеми силами старается остаться в границах своей специализации, не выходить за территорию искусства и не делать политических обобщений, но материал начинает отчаянно сопротивляться. Выводы, к которым приходит искусствовед и филолог Сандра Фриммель, неутешительны: история судов над современным искусством оказывается историей поражения свободы и победы авторитаризма, историей цензуры и самоцензуры, вынужденной эмиграции и маргинализации, возвращения в подполье и молчания. Англоязычная версия книги заканчивается словом «silencing»: дальше — тишина, критические голоса искусства смолкли.

Фото: предоставлено Vernon Press

Последней героиней «Суждений искусства», возникающей на заключительных страницах, становится Дарья Апахончич, художница-феминистка и активистка, первая из деятелей современного искусства признанная «иностранным агентом». В этой истории хотелось бы поставить точку, но она, к сожалению, продолжается прямо сейчас: прокуратура требует отправить в колонию на три года и два месяца Юлию Цветкову, художницу и активистку из Комсомольска-на-Амуре, тоже внесенную в список «иноагентов»; Amnesty International признала узницей совести петербургскую художницу Александру Скочиленко, помещенную в следственный изолятор до суда; в отношении московского художника Данилы Ткаченко, успевшего уехать из России, возбуждено уголовное дело — обвинения разнятся в диапазоне от порнографии до дискредитации вооруженных сил РФ, преступление, в сущности, одно — современное искусство, критическое по определению.

Фото: предоставлено Vernon Press

Sandra Frimmel. Art Judgements: Art on Trial in Russia after Perestroika. Vernon Press, 2022

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек с пистолетом и совестью Человек с пистолетом и совестью

Чем Клинт Иствуд важен не для истории кино, а для нас сегодняшних

Weekend

Об Олеге Ефремове можно рассказывать бесконечно

Караван историй
«Малые мастера» и великие художники «Малые мастера» и великие художники

Прозвище «малые» эти мастера получили из-за миниатюрного размера своих гравюр

Дилетант
7 знаковых стихотворений Евгения Евтушенко 7 знаковых стихотворений Евгения Евтушенко

Семь знаковых стихотворений, привязанных к биографии поэта Евгения Евтушенко

Правила жизни
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Фрукты против БАДов Фрукты против БАДов

Нужно ли летом пить витамины или достаточно сезонной еды?

Лиза
Пес-подрывник, противотанковые мышки и другие животные-спецназовцы: как хвостатые бойцы помогали выиграть Вторую Мировую Пес-подрывник, противотанковые мышки и другие животные-спецназовцы: как хвостатые бойцы помогали выиграть Вторую Мировую

На фронт уходили все, даже собаки, птицы, мыши, кошки, медведи и олени

ТехИнсайдер
О спот, ты — мир О спот, ты — мир

В серфинге техника уходит на второй план, важнее становится личность серфера

Men Today
8 простых правил, которые помогут тебе быстро похудеть к отпуску 8 простых правил, которые помогут тебе быстро похудеть к отпуску

Следуй этим советам — и килограммы будут уходить сами собой

VOICE
Поэзия быта и апология безделья: лучшие фильмы Ричарда Линклейтера (и их особенности) Поэзия быта и апология безделья: лучшие фильмы Ричарда Линклейтера (и их особенности)

Лучшие фильмы Ричарда Линклейтера и выделяет ключевые приметы его стиля

Правила жизни
Приложения для сна: польза или вред? Приложения для сна: польза или вред?

Как приложения, призванные улучшить наш сон, делают его только хуже

Maxim
«Прыжок в темноту». Как принимать важные решения, если очень страшно «Прыжок в темноту». Как принимать важные решения, если очень страшно

Отрывок из книги «Мужество: почему смелым судьба помогает»

Inc.
Как справиться с эмоциональным выгоранием Как справиться с эмоциональным выгоранием

Что делать, если наступило эмоциональное выгорание, и как из него выйти

СНОБ
Физики научили случайные лазеры собираться по требованию Физики научили случайные лазеры собираться по требованию

Физики продемонстрировали технологию самосборки коллоидных частиц в структуры

N+1
Две полоски: как вести себя при беременности? Две полоски: как вести себя при беременности?

Как будущей маме стоит изменить свой режим

Psychologies
Алло, вас грабят! Алло, вас грабят!

5 новых схем финансового мошенничества

Лиза
Первая вдова СССР Первая вдова СССР

Крупская занималась вопросами коммунистического воспитания и образования

Дилетант
Кожа и стресс: волнительный момент Кожа и стресс: волнительный момент

Хронический стресс пагубно сказывается на коже, но как ей помочь?

Лиза
Совместное проживание с партнером: как подготовиться Совместное проживание с партнером: как подготовиться

Как правильно подготовиться к важному этапу совместного проживания?

Psychologies
Археологи раскопали на дне Саяно-Шушенского водохранилища могилу хуннского воина Археологи раскопали на дне Саяно-Шушенского водохранилища могилу хуннского воина

В одной из могил водохранилища археологи обнаружили останки хуннского воина

N+1
Физики получили сплющенный вигнеровский кристалл Физики получили сплющенный вигнеровский кристалл

Признаки анизотропного вигнеровского поликристалла в пленках арсенида алюминия

N+1
Сказ о zero waste Сказ о zero waste

Ресторанный бизнес — довольно грязная штука с колоссальным количеством отходов

Bones
«Чувств к ней у меня не было»: первый бойфренд Жанны Агузаровой сделал признание «Чувств к ней у меня не было»: первый бойфренд Жанны Агузаровой сделал признание

Возлюбленный Жанны Агузаровой рассказал, какими были его отношения с певицей

VOICE
Инга Девяткина: «Хороший человек — это профессия» Инга Девяткина: «Хороший человек — это профессия»

До руководителя в «Dr. Живаго» я прошла долгий путь от хостес до администратора

Bones
«Купить часть скалы»: во что инвестирует 77-летний бейсбольный магнат во время спада «Купить часть скалы»: во что инвестирует 77-летний бейсбольный магнат во время спада

Куда Артуро Морено инвестирует во время экономического спада?

Forbes
Как ГИБДД вычисляет замазанные цифры на госномере: фото и ответы Как ГИБДД вычисляет замазанные цифры на госномере: фото и ответы

Как вычисляют и ловят двойников авто с помощью системы «Паутина»

РБК
«Психологическая кастрация»: как женщина убивает в мужчине мужчину «Психологическая кастрация»: как женщина убивает в мужчине мужчину

Что чаще всего психологи подразумевают под фразой «убить в мужчине мужчину»?

Psychologies
Синдром самозванца: есть ли он у тебя и как его побороть Синдром самозванца: есть ли он у тебя и как его побороть

Откуда берется синдром самозванца, мешающий жить и работать

Maxim
Катать не перекатать: на чем можно прохватить, если велосипед уже надоел Катать не перекатать: на чем можно прохватить, если велосипед уже надоел

Что же это за джамперы и флоутборды?

ТехИнсайдер
Тариф молодежный. Как получить субсидию за сотрудников до 30 лет Тариф молодежный. Как получить субсидию за сотрудников до 30 лет

Работодатели могут получить субсидии за трудоустройство сотрудников моложе 30

Inc.
Открыть в приложении