Великая лунная мистификация 1835 года: как фантаст заставил весь мир поверить, что на Луне есть жизнь
Пожалуй, это самый первый в истории пранк о пришельцах, который полностью вышел из-под контроля.
"Сразу же заявим, что с помощью телескопа огромных размеров и совершенно нового принципа младший Гершель в своей обсерватории в Южном полушарии уже сделал самые выдающиеся открытия на каждой планете нашей Солнечной системы;... получил четкое изображение объектов на Луне, полностью равное тому, которое невооруженным глазом позволяет увидеть земные объекты на расстоянии ста ярдов;... [и] утвердительно решил вопрос, населен ли этот спутник..."
Так гласит вступление первой части того, что позже назовут Великой лунной мистификацией. Серия из шести статей, которые нью-йоркская ежедневная газета The Sun начала публиковать 25 августа 1835 года, была посвящена исследованию реального английского астронома сэра Джона Гершеля (сына сэра Уильяма Гершеля, открывшего планету Уран — отсюда и обозначение его как «младшего»). В рассказе утверждалось, что Гершель построил самый большой из существующих телескопов для изучения звезд и что с помощью этого инструмента он «решил или скорректировал почти все ведущие проблемы математической астрономии», «твердо создал новую теорию кометных явлений» и открыл жизнь на Луне.
Для сообразительного читателя (или, признаемся, даже для не очень сообразительного) тот тип жизни, который «обнаружил» Гершель, вероятно, должен был стать ключом к тому, что эта история — фальшивка. То, что он якобы нашел, не было ни микроскопическими свидетельствами давно умерших организмов, ни артемией, оставшейся после лунных экспериментов. Скорее,