Памяти Андрея Филиппова

WeekendКультура

Империя и летаргия

Памяти Андрея Филиппова

Текст: Анна Толстова

Анлрей Филлипов, 1992. Фото: Штейнбок Марк / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В Москве на 64-м году жизни скончался художник Андрей Филиппов, близкий к кругу младшего поколения московских концептуалистов и в силу дружеских связей, и по эстетике, но в то же время довольно далекий от него по мировоззрению и философии.

Если выпало в империи родиться — он родился на самом краю империи, в глухой провинции, у моря, в Петропавловске-Камчатском, и ему еще в детстве пришлось пересечь всю ее, с востока на запад, по самой длинной оси, чтобы добраться до Москвы, где он будет учиться на художника. Столетием ранее такой же путь — дистанция была существенно меньше, но и средства передвижения были помедленнее — пришлось преодолеть другому юноше, решившему учиться в столице на художника: в отечественном искусствознании сложился целый миф об этой дороге из Красноярска в Петербург, из XVII века в XIX, превращающей пространство во время дороге, которая и сделала Василия Сурикова главным мастером русской исторической живописи. Андрей Филиппов тоже стал мастером исторического жанра, хотя в современном искусстве вроде бы никаких жанров и иерархий жанров нет в помине. К тому же учился он на постановочном факультете Школы-студии МХАТ — считается, что отношения театрального художника с историей выстраиваются нехитрым образом: костюм, реквизит, не спутал фижмы с кринолином — и слава богу.

Школа театрального художника — умение работать с пространством, учитывая позицию актера и зрителя в этом пространстве,— проявилась в самой знаменитой инсталляции Филиппова «Тайная вечеря» (1989), впервые показанной на выставке Виктора Мизиано «Mosca — Terza Roma» в Риме (сделавшись своего рода символом перестроечного искусства, «Тайная вечеря» впоследствии успешно гастролировала по всему миру и упокоилась в коллекции Центра Помпиду). Стол, накрытый кумачовой скатертью, был сервирован на 13 персон, вместо приборов у белых тарелок лежали настоящие серпы и молоты, над сценой висел кумачовый транспарант «Риму — Рим!», инверсия затертого советского лозунга «Миру — мир!», в которой одновременно остроумно обыгрывалась геополитическая концепция старца Филофея, вынесенная в название римской выставки. Тогда «Тайную вечерю» восприняли в контексте позднеперестроечного соц-арта, изрядно упростившего соц-артистскую концепцию Комара и Меламида, чтобы весело сплясать на похоронах СССР, жонглируя советскими символами: дескать, Советы кормят людей идеологией. Однако в работах Филиппова всегда остается зазор между видимой простотой и невидимой сложностью, а лозунг «Риму — Рим!» появился в его искусстве гораздо раньше, когда ничто еще не предвещало перестройки.

«Риму — Рим!», 1983. Фото: Андрей Филиппов
«Тайная вечеря», 1989
«Тайная вечеря», 1989. Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Из серии «Занимательная энтомология», 2003. Фото: Андреи? Филиппов
«С колесом в голове», 2015. Фото: Андрей Филиппов

В Третьем Риме времен глухого застоя Филиппову повезло: в Школе-студии МХАТ он учился вместе с Константином Звездочетовым и братьями Сергеем и Владимиром Мироненко. Филиппов не вошел вместе с ними в число «Мухоморов», но втянулся в близкое по духу «мухоморам» движение APTART, сдружившись с Никитой Алексеевым, потом жил в сквоте на Фурманном и был среди учредителей «Клуба авангардистов» (КЛАВА) — словом, стал частью той пестрой молодежной компании, что смеялась и над пафосом стагнирующего официоза, и над серьезностью старшего поколения нонконформизма. Они умели дружить, превращая дружбу в художественный процесс, и в этом тоже сказывалась театральная, ориентированная на сугубо коллективное творческое производство школа главных зачинщиков непрекращающегося арт-хулиганства — филипповских вещей аптартовско-сквоттерских лет сохранилось куда меньше, чем документации идущих одна за другой выставок, вначале нелегальных,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стыд и завыванье Стыд и завыванье

«Месье Азнавур»: смехотворный байопик великого шансонье

Weekend
Российские фильмы последних лет, которые популярны за рубежом Российские фильмы последних лет, которые популярны за рубежом

6 российских фильмов, которые понравились заграничным зрителям

Maxim
Ананас Ананас

Ради чего человек готов пойти на кражу, даже если на него смотрит Бог?

СНОБ
Исследование: работа женщины на посту CEO или в правлении способствует большему разнообразию в компании Исследование: работа женщины на посту CEO или в правлении способствует большему разнообразию в компании

Репрезентация женщин на постах СЕО влияет на гендерное разнообразие в компаниях

Inc.
Павел Попов. Прыгнуть в свой страх, чтобы победить Павел Попов. Прыгнуть в свой страх, чтобы победить

Почему сегодня модные фильмы и сериалы не обходятся без артиста Павла Попова?

Караван историй
Ленинская муза Ленинская муза

«Цветок? — Роза». «Поэт? — Пушкин». «Писатель? — Толстой». «Инесса? — Арманд»

Дилетант
Что считать изменой: 7 распространенных поводов для ревности Что считать изменой: 7 распространенных поводов для ревности

Психологи разобрали распространенные варианты измен

Psychologies
Опасные незнакомцы Опасные незнакомцы

Как объяснить ребенку правила общения с чужими людьми

Лиза
В Египте раскопали гробницу командующего наемниками В Египте раскопали гробницу командующего наемниками

Военачальник по имени Уахибра-меринейт жил в начале V века до нашей эры

N+1
«Мальчик, который не переставал расти… и другие истории про гены и людей» «Мальчик, который не переставал расти… и другие истории про гены и людей»

Отрывок из книги «Мальчик, который не переставал расти…» о митохондриальной ДНК

N+1
«Пусть порвется»: почему стоит посмотреть сериал «Медведь» о молодом шеф-поваре «Пусть порвется»: почему стоит посмотреть сериал «Медведь» о молодом шеф-поваре

Как сериал «Медведь» полностью изменит ваше отношение к еде

Forbes
5 животных, которых мы считаем безобидными, но их стоит бояться 5 животных, которых мы считаем безобидными, но их стоит бояться

Безобидные существа, от которых на самом деле стоит держаться подальше

ТехИнсайдер
Неудача — это узел на побеге бамбука: чему нас учит японская философия ваби-саби Неудача — это узел на побеге бамбука: чему нас учит японская философия ваби-саби

Как японцы учат нас находить связи между ходом жизни и природными явлениями

Forbes
В курганах ямной культуры нашли расчлененное и сидячее мужские погребения В курганах ямной культуры нашли расчлененное и сидячее мужские погребения

Археолог объяснил нестандартный ритуал погребения влиянием с Северного Кавказа

N+1
Ресторатор Мария Гарбут: Главное — это люди, настроение, вкусная еда и энергия, которая все это объединяет Ресторатор Мария Гарбут: Главное — это люди, настроение, вкусная еда и энергия, которая все это объединяет

Ресторатор Мария Гарбут — о серии проектов Kuznyahouse

СНОБ
Дочери Глюкозы, Славы и других певиц, которые не смогли повторить успех матерей Дочери Глюкозы, Славы и других певиц, которые не смогли повторить успех матерей

Дочки российских певиц, которые решили начать сольную карьеру

VOICE
Национальные десерты Национальные десерты

Современный авторский взгляд на национальные десерты

Bones
Симметрия инверсии времени оказалась важна для околомагических ядер Симметрия инверсии времени оказалась важна для околомагических ядер

Квадрупольный и магнитный дипольный моменты изотопов индия зависят от нейтронов

N+1
Можно ли прожить без «обнимашек»? Можно ли прожить без «обнимашек»?

Прикосновения играют огромную роль в нашей жизни

Здоровье
Здоровье в горшочках: как выбрать комнатные цветы Здоровье в горшочках: как выбрать комнатные цветы

Популярные комнатные цветы, деревца и травы, которые украсят любой дом

VOICE
Человек всегда шире концепций: придет ли work-life blend на смену work-life balance Человек всегда шире концепций: придет ли work-life blend на смену work-life balance

Почему концепции не способны сделать работающего человека безусловно счастливым

Forbes
Карла Суарес: «Гавана, год нуля» Карла Суарес: «Гавана, год нуля»

Глава из романа «Гавана, год нуля» — о том, как можно отвлечься от ужаса вокруг

СНОБ
«Французский язык в России». Социальная, политическая, культурная и литературная история «Французский язык в России». Социальная, политическая, культурная и литературная история

ВXVIII–XIX веке российское дворянство было всерьез увлечено всем французским

N+1
«Я могу умереть от плача или смеха»: как живет женщина с аллергией на собственные эмоции «Я могу умереть от плача или смеха»: как живет женщина с аллергией на собственные эмоции

Организм Наташи Коутс считает «врагами» ее же слезы, пот и даже волосы

Psychologies
6 моментов в сериале «Оби-Ван Кеноби», которые упустили 99% зрителей 6 моментов в сериале «Оби-Ван Кеноби», которые упустили 99% зрителей

Лишь только настоящие фанаты «Звездных войн» способны их заметить!

Maxim
Добро пожаловать в петлю: краткая история смертной казни Добро пожаловать в петлю: краткая история смертной казни

Как менялись способы исполнения смертного приговора с древних времен по наши дни

Правила жизни
Отрывок из романа «Алиса в русском Зазеркалье. Последняя императрица России: взгляд из современности» Отрывок из романа «Алиса в русском Зазеркалье. Последняя императрица России: взгляд из современности»

Отрывок из романа-диалога о приключении немецкой принцессы Алисы

СНОБ
Метод Мари Кондо: 5 простых советов по уборке дома Метод Мари Кондо: 5 простых советов по уборке дома

Полезные советы Мари Кондо, которые научили людей правильно наводить порядок

Psychologies
Какую женщину никогда не позовут замуж: жесткая цитата Джины Лоллобриджиды Какую женщину никогда не позовут замуж: жесткая цитата Джины Лоллобриджиды

Если тебя еще не осчастливили предложением стать женой, считай это комплиментом

VOICE
Работа на больничном и еще 5 привычек, из-за которых мы глупеем Работа на больничном и еще 5 привычек, из-за которых мы глупеем

Если вам кажется, что ваши родители в вашем возрасте были умнее, вам не кажется

Psychologies
Открыть в приложении