Реснитчатый бананоед
Звери с Ольгой Волковой.
Да, он действительно реснитчатый, что для рептилий совсем нетипично. Однако не надейтесь, что он будет вам томно хлопать ресницами,— не будет, просто не умеет. Потому что у него не такие опахала, какие обрамляют очи восточной прелестницы, не ждите многого от скромного геккона. Его ресницы больше всего похожи на частокол палочек, которым украшают глаза своих мам рисующие их портрет пятилетние дети.
А вообще-то ресницы реснитчатого бананоеда — это, собственно говоря, никакие не ресницы, а маленькие шипы, часть идущего по телу гребня (в честь которого наш геккон получил второе имя — гребенчатый). Уж не знаю, зачем природа решила, что этому гребню стоит дойти до гекконовых глаз и окружить их каймой палочек-ресничек,— видимо, у природы были на то свои причины. Но получилось очень мило и необычно.
Реснитчатый геккон-бананоед (Correlophus ciliatus) — эндемик, то есть только тут и встречающийся, уроженец далекой от всего на свете Новой Каледонии, одной из французских заморских территорий. Разумеется, до прибытия европейцев тут было немало, хотя и не так уж и много, всякой удивительной живности. А особенно богаты здешние острова были именно разнообразными гекконами; но открыватели этих земель быстро все исправили, и живность принялась исчезать. Так поступил и реснитчатый бананоед, который на долгие годы прикинулся полностью исчезнувшим. Экологи, зоологи и биологи уже успели его оплакать и более или менее успокоились... Как вдруг — бонжур! — навеки пропавший геккон вновь явился миру и сообщил, что слухи о его смерти оказались сильно преувеличенными. Это счастье случилось в 1994 году, и с тех пор у реснитчатого бананоеда дела идут в целом неплохо. Он и в родных лесах теперь встречается — не так часто, как хотелось бы, но все же. И как домашний любимец становится все более популярным. А почему бы и нет? Этот геккон — одна из самых милых ящериц на свете.
От рептилий как-то не принято ждать особой выразительности, однако у нашего бананоеда она определенно есть: его лицо именно что выражает непреходящую доброжелательность, чему больше всего способствует постоянная улыбка. Понятно, что на самом деле геккон вовсе не улыбается от уха до уха, просто у него так устроен рот. И что с того? Все равно смотреть на него приятно. И очень хочется улыбаться ему в ответ.
Радует глаз и гамма окрасов бананоеда — эти ящерицы бывают желтыми, золотистыми, оранжевыми, тигровыми, пятнистыми, серо-стальными, зелеными, коричневыми, рыжеватыми и всегда прекрасными. Еще у нашего геккона есть круглые яркие глазки, окруженные теми самыми знаменитыми ресницами и время от времени умываемые длиннющим языком. Голова у бананоеда треугольная, тело довольно пухлое, с пузиком, а его толстые трогательные пальчики так же неотразимы, как лапки котенка… В общем, бананоеда хочется брать на руки и изо всех сил любить. И это позволительно — привыкший к человеку геккон, как правило, против физических контактов не возражает. Только надо быть очень осторожным: эти ящерицы охотно отбрасывают хвост. А вот насчет отрастить его заново — это фигушки: ваш геккон так и останется бесхвостым или в лучшем случае вырастит