Острые предметы
Сочинский прокат Липницкой и победа Сотниковой, схватка Загитовой и Медведевой в Пхенчхане, противостояние Плющенко и Тутберидзе. Последние десять лет в российском спорте — эра женского фигурного катания. Но в 2021 году этому может прийти конец.
Часто истории крупных побед начинаются с большой несправедливости. Двадцать первого февраля 2002 года на лед «Солт-Лейк-айс-центра» в США вышла фигуристка Ирина Слуцкая. Это был последний день соревнований. Алексей Ягудин уже обошел Евгения Плющенко и выиграл золото Олимпиады. Ирина Лобачева и Илья Авербух уступили французам и увезли с Игр серебро. А Антон Сихарулидзе и Елена Бережная на днях оказались в центре спортивного скандала. После награждения пары золотой медалью судье стартов француженке Мари-Рен Ле Гунь начали угрожать расправой. Газета The New York Times так описывала те события: «То, что случилось на берегах Соленого озера, вернуло нас во времена холодной войны, когда страны социалистического лагеря поддерживали СССР в обмен на «сильный тыл». Россия давно господствует в фигурном катании; жаль, что столь элегантные соревнования снова заканчиваются несправедливостью». Вскоре результаты турнира пересмотрели, и МОК устроил повторную церемонию награждения, на которой дуэт из Канады, бывший вторым, поднимался на первую ступень пьедестала к Сихарулидзе и Бережной. Китайские спортсмены, занявшие третье место, проигнорировали мероприятие, назвав его фарсом. В такой атмосфере на XIX зимних Олимпийских играх начинался женский одиночный турнир.
В тот год за плечами Ирины Слуцкой еще не было «Ледникового периода» и депутатства в Московской областной думе. Двадцатитрехлетняя спортсменка ехала на свою вторую Олимпиаду в статусе четырехкратной чемпионки Европы. «Я сейчас умру» — вот единственное, что сказала Слуцкая тренеру перед финальным прокатом. Незадолго до этого на ее глазах упали две из трех американских фигуристок, и судьба золотой олимпийской медали решалась прямо сейчас. В архиве гостелевидения сохранилось то выступление с комментариями Ильи Авербуха. «Что бы они там ни поставили, это олимпийская чемпионка, — уверял танцор зрителей. — Представляете, сколько она нервничала? Сколько на ней висело? Ведь все говорили «Кван, Кван, Кван (Мишель Кван — самая титулованная фигуристка в истории США. — Прим. GQ)» и что у Иры в Америке шансов нет. А Кван ведь упала!» Комментарии Авербуха прервали оценки судей. Слуцкая обходила Мишель Кван по сумме двух программ. Она выигрывала и у Саши Коэн, после игр в Солт-Лейк-Сити отправившейся тренироваться к Татьяне Тарасовой. Но третья американка — Сара Хьюз, — как посчитали судьи, оказалась сильнее. Через год 17‑летняя Хьюз станет шестой на чемпионате мира и объявит о завершении карьеры. Слуцкая же отправится на Игры в Турин в 2006 году и возьмет там бронзу. Но до этих событий еще далеко. А пока в комментаторском кресле в «Солт-Лейк-айс-центре» не унимался Авербух. «Ну что же это такое! — повторял он. — Я сейчас зарыдаю так же, как я рыдал, когда сам не выиграл. Господи, ну что они делают с нами вообще?» Золото Слуцкой могло стать первым в истории женского одиночного катания СССР и России. «Думаю, надо собираться всей командой и уезжать отсюда, — неожиданно заключил Авербух. — Мы все равно первые, и мы всем это докажем».
В 2002 году все нынешние действующие лица женского фигурного катания и не догадывались о будущем, которое их ждет: прямые эфиры по «Первому», президент на олимпийских трибунах, спонсоры, письма от Стивена Спилберга. Пока Слуцкая приходила в себя после серебра Солт-Лейк-Сити, на другом конце света, в Екатеринбурге, впервые вышла на лед четырехлетняя Юлия Липницкая. В небольшом городке Глазов в Удмуртии на коньки встала пятилетняя Лиза Туктамышева, а на московских катках «Южный» и «Стадион юных пионеров» активно тренировались подрастающие Аделина Сотникова и Евгения Медведева. Алина Загитова в то время только училась ходить, а до появления на свет русской ракеты Александры Трусовой оставался год. На катке в Братеево работала молодой тренер Этери Тутберидзе, недавно вернувшаяся из США. А Евгений Плющенко вел подготовку к Играм в Турине, намереваясь заполучить свою первую в карьере золотую олимпийскую медаль.