Платья, сделанные из искусства
Выставка «Пикаcсо/Шанель» в Museo Nacional Thyssen-Bornemisza
Мадридская выставка — это тот случай, когда любимый публикой жанр «платья на фоне картин» обоснован и фактологически, и содержательно: картины тут создают контекст большой культуры, которому эти платья и принадлежат. Аналогия с искусством из сугубо формальной и декоративной превращается в инструмент настоящего анализа моды.
Начнем с того, чем обычно заканчивают: выставка будет интересна и тем, кому совсем не интересны ни мода, ни Шанель, потому что, помимо всего прочего, это изящно организованная ретроспектива важнейших периодов Пикассо. «Picasso/Chanel» — одно из первых событий в календаре мероприятий к 50-летию со дня смерти Пикассо, которым музейный мир будет занят весь следующий год, особенно в Испании и Франции. Здесь работы не только из собрания Тиссена-Борнемисы, но со всего мира, в том числе из частных коллекций. И платья Chanel, поданные, конечно, с выстраиванием формальных — цветовых и геометрических — рифм c картинами, эту ретроспективу нисколько не портят.
Но дело не ограничивается одними рифмами — смысл выставки в том, чтобы показать, как работает сопоставление моды и искусства, как и где на самом деле проходят линии их взаимодействия, в каких точках они действительно пересекаются.
Куратор выставки Паула Луэнго считает, что одна из таких точек пересечения Шанель и Пикассо (и вообще кубизма) — та самая шанелевская гамма (белый, черный, бежевый, синий), которую принято возводить к ее сиротскому прошлому. Но когда ее ранние вещи оказываются рядом с кубистическими картинами Пикассо, Брака и Гриса, становится очевидна не только близость палитр, но и более любопытная вещь: Шанель, открывшая свой первый парижский магазин в 1910-м, уже тогда понимала, что феномен моды распространяется далеко за пределы платьев. Что искусство — то пространство, где зарождается и формируется современность, которую можно превратить в платья. Что в контексте культурной современности эти платья обретут силу. Это понимание обеспечило ей место в истории.
Другие точки пересечения Шанель и кубизма достаточно очевидны: прямые линии вместо кривых, плоскости вместо объемов, подчеркнуто простые материалы вместо дорогих. Шанель использует джерси и хлопок так же, как кубисты используют гуашь и куски газет, она соединяет их в своих нарядах с муслином и мехом, как кубисты соединяют в своих коллажах и ассамбляжах живопись с обрывками обоев и кусками дерева. Платье для нее, говорят нам создатели экспозиции, как холст для кубистов, она выстраивает свой «синтаксис отдельных элементов»: размещает функциональные детали, ставит на сдержанный фон яркие цветовые пятна украшений.