Малоизвестные факты о слишком хорошо известных местах

WeekendИстория

Петербургские визитки

Малоизвестные факты о слишком хорошо известных местах

Текст: Елена Соломенцева

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, 1856–1859. Фото: Shutterstock Premier / Fotodom

Северная столица из окна автомобиля, по пути с одной встречи на другую, предстает набором советских открыток с набившими оскомину достопримечательностями. Но всего капля контекста возвращает им свежесть и значимость.

Исаакиевский собор

Четвертый по величине купольный храм в мире

Исаакиевский уступает в размерах только собору Святого Петра в Ватикане, лондонскому Святому Павлу и СантаМария-дель-Фьоре во Флоренции. Его высота — почти 102 метра, он вмещает около 12 тысяч посетителей. А вес его оценивается в 300 тысяч тонн.

Самый дорогой храм Европы XIX века

Всего на осуществление проекта из российской казны было потрачено около 23 млн рублей — при средней зарплате рабочего тогда в 25 рублей в месяц). На облицовку купола ушло более 100 кг золота. Под основанием первой колонны можно найти старинную монету с изображением Александра I. Ее заложили во время торжественной церемонии с участием императорской семьи 1 апреля 1828 года. Поиски нужной колонны могут занять время: всего их 112.

Настоящая шкатулка с драгоценными камнями

В его убранстве использованы лазурит, черный сланец, порфир и разноцветные мраморы: белый, желтый, розовый, красный. А еще — 16 тонн малахита для колонн и облицовки, которые из собственных рудников безвозмездно предоставили монополисты — купцы Демидовы.

В советское время был антирелигиозным музеем

К куполу Исаакия был прикреплен самый большой в мире маятник Фуко (металлический шар весом 54 кг на длинном подвесе), который демонстрировал советским гражданам суточное движение Земли. Сейчас его место занимает символ Святого Духа в виде изображения голубя.

Эрмитаж в Зимнем дворце

Бирюзовым фасад стал только 78 лет назад

В XVIII веке заказчица проекта — императрица Елизавета Петровна — приказала архитектору Бартоломео Франческо Растрелли выкрасить здание в теплый охристый с белым декором. Тот же Растрелли придумал загородить печные трубы на крыше 176 скульптурами, установленными на карнизе. При следующих правителях дворец постепенно темнел, а Николай II распорядился выкрасить его в розовый (по его первоначальному плану — в кирпично-красный, но в итоге решили не подливать масла в огонь революционных настроений и осветлили). Большевики в 1920‑х рискнули сделать Зимний дворец оранжевым, а война вынудила замаскировать его фальшфасадами. Привычный сегодня зелено-синий цвет здание приобрело уже после Великой Отечественной войны, в 1947 году.

Зимний дворец, 1754–1762. Фото: Станислав Тихомиров

Эрмитаж был создан как хранилище для частной арт-коллекции Екатерины II

Императрица стала ее обладательницей по случаю — за £40 555 удачно приобрела собрание премьер-министра Великобритании сэра Роберта Уолпола. Для 198 купленных ею произведений и нескольких привезенных из‑за границы Петром I, в том числе полотен Рубенса, в 1764 году выделили флигель Зимнего дворца и обозначили его как Малый Эрмитаж — место для уединенного созерцания искусства. Даже название (фр. Hermitage) переводится как «скит отшельника».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении