Бразильская достоевщина
Как русский классик заменил австрийскому художнику соотечественников
Годы изгнания редко бывают счастливыми, вынужденная эмиграция не сулит радужных перспектив — судьба австрийского художника Аксля Лескошека, у которого сложились плохие отношения с родиной, отчасти опровергает это правило. Бразильскому периоду творчества Лескошека посвящена выставка в Новой галерее Граца.
«Чтобы правильно представить себе положение, в котором находится австрийское изобразительное искусство, необходимо иметь в виду, что Австрия как маршаллизованная страна втянута в сферу влияния деградирующей западной культуры. Результат — австрийское искусство оказалось вовлеченным в процесс распада, которым определяется состояние современного капитализма»,— так начинается статья «В тисках реакции», опубликованная в газете «Советское искусство» 28 февраля 1953 года. «Многие художники, чтобы не умереть с голоду, вынуждены убивать свой талант на оформление выставок, подобных выставке под названием „Энергетическое хозяйство Вены". Посредством таких мероприятий власти пытаются скрыть, что электричество и газ чрезмерно дороги, что десятки тысяч людей не имеют нормальных жилищ и что пенсионеры вынуждены жить на пособие, не спасающее их от голодной смерти»,— продолжает автор, «австрийский художник Аксель Лескошек».
Трудно сказать, насколько точен был перевод статьи и насколько «австрийский художник» и его «русская жена», как ее звали в Австрии, могли контролировать переводческую точность (Мария (Маруся) Биске, вторая жена Лескошека, с которой он познакомился в годы швейцарской эмиграции, происходила из семьи киевских евреев — семейство переселилось из Киева в Цюрих незадолго до Первой мировой войны, ей тогда было шестнадцать, русским она владела превосходно). Судя по тому, что Лескошек проклинает американскую культурную экспансию и засилье каких-то «сверхабстрактных, сюрреалистических произведений», ему, экспрессионисту межвоенного времени, не близко искусство поллоковского толка — «живопись действия», «абстрактный экспрессионизм»,— и это скорее эстетическая, чем политическая (с 1934-го он был членом Коммунистической партии Австрии) позиция. Да и разруха, нищета и прочие бедствия, которые он живописует в своей статье, не очернительство, а реальность — до проявления первых признаков австрийского экономического чуда было еще несколько лет. К тому же в статье проскальзывают не совсем ортодоксальные для коммуниста рассуждения: Лескошек, сетуя на то, что госзаказ в Австрии скуден и распределяется «среди своих», оплакивает смерть художественного рынка и исчезновение частного коллекционера. Но все заканчивается на верно взятой ноте: Лескошек пишет, как счастлив он, борец за мир, был посетить Советский Союз, оплот мира во всем мире, и с каким наслаждением любовался советским искусством в Музее Ленина.