Бива живая и мертвая
«Ину-о: Рождение легенды»: японская история воскресает и зажигает
В российский прокат после нескольких переносов все-таки выходит «Ину-о: Рождение легенды» — историческая почти что рок-опера, новое полнометражное аниме Масааки Юасы и его студии Science SARU («Человек-дьявол: Плакса», «Руки прочь от кинокружка!»). Фирменный стиль режиссера, одного из важнейших авторов в жанре аниме, заслуживает специального разговора.
Конец XII века. Противостояние двух влиятельнейших кланов Японии — Минамото и Тайра — завершилось сокрушительным поражением последних. Знаменовала это во многом морская битва в заливе Данноура, где вместе с самураями Тайры на дно пошли три императорские регалии (бронзовое зеркало, меч-цуруги и яшмовые подвески), а также шестилетний правитель Антоку.
В течение последующих 300 лет хроника падения дома Тайра обретает статус самого популярного сериала Японии: избранные сюжеты излагают бродячие сказители, музицирующие на бивах, а также артисты саругаку — уличного театра, не чурающегося ни фарса, ни ходулей, ни клоунады. В стране царит сёгунат — читай, военная диктатура — Асикаги Ёсимицу, который хочет укрепить власть, вернув легендарные реликвии. Параллельно он покровительствует искусствам, в частности нарождающемуся театру но.
Тогда же происходят два, казалось бы, не связанных события, которые спишут на проклятие рода Тайра. Мальчишка-ныряльщик Томона слепнет, когда они с отцом извлекают со дна императорский цуруги (родителя волна света разрубает пополам). У пользующегося сёгунским покровительством лидера саругаку-труппы рождается третий сын, чье тело сильно деформировано и покрыто чешуей да шерстью. Разумеется, через несколько лет юноши встретятся: Томона научится играть на биве и станет монахом-музыкантом, а диковинный мальчик получит имя Ину-о — дословно «Собачий король» — и обнаружит в себе дар к самым невероятным пляскам. Вместе они примутся покорять Японию.
Как и любое сказание, «Рождение легенды» лучше один раз увидеть и услышать целиком: даже беглый пересказ завязки напрасно вязнет в деталях. Без них сложно описать контуры масштабного замысла, который режиссер Масааки Юаса разыгрывает с непринужденной легкостью, недоступной письменной речи. Уже открывающая сцена приглашает в путешествие сквозь 600 лет японской истории, а затем следует небольшой флешбэк еще на 300 — в залив Данноура. Впрочем, непосредственно