Михаил Миндлин — о том, как решить спор между музеями и РПЦ и где грань между идеологией и PR
Директор музея Андрея Рублева Михаил Миндлин рассказал «Снобу», как решить спор о перевозке древних икон и почему скандалы вокруг их порчи в итоге приносят пользу.
Обсуждение возможной передачи РПЦ Исаакиевского собора и «Троицы» Андрея Рублева показало, что музейные сотрудники и церковь не могут поставить точку в споре о том, кому должны принадлежать средневековые реликвии. Директор музея Андрея Рублева Михаил Миндлин уверен, что давний конфликт решить можно. В интервью «Снобу» он рассказал, что для этого нужно сделать и почему споры о принадлежности икон приводят в России к положительным результатам.
Летом прошлого года «Троицу» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в храм Сергиева Посада. Позже реставрационный совет галереиопределил, что всего за трое суток вне музея она получила 61 повреждение. В России как-то можно решить вопрос с перемещением религиозного искусства, чтобы оно не портилось?
На мой взгляд, да. Но для этого необходимо сделать индивидуальную витрину-капсулу, в которой будет принудительно поддерживаться необходимый для сохранности икон режим температуры и влажности. Кроме того, в этой капсуле должны быть амортизирующие механизмы, гасящие любые колебания при любых перемещениях. Да, это будет достаточно дорого. Но тем не менее это решит проблему.
Извините, но в русской религиозной традиции к иконам принято прикладываться. А если они будут в находиться в капсулах, это нельзя будет сделать. Вы не думаете, что выставление икон в храмах в капсулах попадет под статью «Об оскорблении чувств верующих»?