Матчасть отечественного планеризма: самые известные планеры, созданные в СССР
От первых экспериментов начала прошлого столетия и до отдельного вида спорта, от учебных планеров до профессиональных летательных аппаратов и рекордов. Благодаря поддержке Фонда социальных исследований «Хамовники» Techinsider изучил матчасть советского планеризма.
Дореволюционный период
Первые эксперименты с безмоторным полётом на самодельных аппаратах датируются 1907-1908 годами, хотя некоторые теоретические работы появились за несколько десятилетий до этого. Планеры строились во многом благодаря доступности технических характеристик летательных аппаратов О. Лилиенталя и О. Шанюта. Эксперименты часто заканчивались разрушениями конструкции. Первый полёт, в честь которого установили памятную доску на территории современного университета туризма и сервиса, состоялся в ноябре 1908 года. «Дедушка русской авиации» Б.И. Россинский пролетел в течение трёх минут 40 метров через Клязьму, стартуя с высокого берега реки с помощью саней.
В тот же период интерес к теме планеров резко начал возрастать. Авиационные кружки появились в Москве, Петрограде, Киеве, Харькове, Тбилиси. Происходит развитие конструкций, закладываются основы для экспериментов в отношении аэродинамических схем, процедур старта, обучения и соревнований. Во многих провинциальных городах и даже сёлах энтузиасты строят планеры самостоятельно. В Петрограде организуется Всероссийский аэроклуб. К Первой мировой войне это движение сходит на нет, но возрождается после окончания Гражданской войны.
Межвоенный период
Днём рождения отечественного (советского) планеризма принято считать 7 ноября 1923 года. В этот день в Крыму состоялись первые Всесоюзные планерные испытания, которые впоследствии будут называться слётами или состязаниями. Техническим комитетом были допущены к полётам лишь 10 планеров, которые привезли из Москвы. Всего на горе Узун-Сырт в пяти километрах от Коктебеля было проведено 11 планерных слётов, последний прошёл в 1935 году. 12-й слёт проводили уже в Красной Пахре Московской области.
Состязания в Крыму привлекали большое внимание. Согласно воспоминаниям популяризатора планерного спорта В.В. Гончаренко, среди названий планеров встречались следующие: «Металлист», «Павлово», «Автобаза Совнаркома», «Нарофоминец-2», «Красные Сокольники», «Замоскворецкий текстильщик», «Морлёт Клементьев», «Трамвайщик Щепетильниковского парка», «Каширский железнодорожник», «Харьковец», «Владимирский пионер». Так, например, слушатель курсов Академии Воздушного флота П. Клементьев с помощью работников Миусского трамвайного парка в Москве создал планер собственной конструкции. Впоследствии, на втором слёте, автор лично поднялся в воздух, но его полёт закончился трагедией, после которой Узун-Сырт был переименован в гору Клементьева. Однако, в стенах трамвайного депо строительство летательных аппаратов продолжалось. Например, деревянные детали новаторского планера «Коктебель» авторства С.П. Королёва и С.Н. Люшина на Шестых состязаниях в 1929 году тоже были созданы в мастерских трамвайного парка им. Петра Щепетильникова.