Глава AB InBev Efes Ораз Дурдыев — Forbes: «Неучтенный рынок пива вырос до 15%»
Пивоварам в России сейчас приходится преодолевать множество проблем одновременно — с логистикой, сырьем, импортом, введением маркировки и новых акцизов. Весной прошлого года концерны Carlsberg и Heineken объявили, что уходят с российского рынка, бельгийская AB InBev заявила, что продаст свою долю в своем совместном предприятии AB InBev Efes, которое сейчас является крупнейшим производителем пива в России. О том, как пивоваренный гигант работает в новых условиях, Forbes поговорил с исполняющим обязанности президента AB InBev Efes Оразом Дурдыевым.
СП AB InBev Efes создано в 2018 году в результате слияния бизнесов бельгийской AB InBev и турецкой Anadolu Efes. Компания управляет 11 заводами в России, где выпускают пиво «Старый мельник», «Клинское», Hoegaarden, Velkopopovicky Kozel и др. В 2020 году на долю AB InBev Efes приходилось 30% выпускаемого в стране пива. В 2021 году выручка компании выросла на 11%, до 85,38 млрд рублей, чистая прибыль — в 2,5 раза, до 5,03 млрд рублей. До публикации годовой отчетности компания не раскрывает свои показатели за 2022 год, лишь отмечает, что объем продаж «незначительно сократился» на фоне падения покупательской способности, инфляции и санкционного давления. По данным «Коммерсанта», в прошлом году производство пива у AB InBev Efes сократилось почти на 2%, до 223,29 млн дал, у «Балтики» — на 4,7%, до 197,42 млн дал. Heineken выпустила 93,65 млн дал — на 0,4% больше, чем годом ранее. В апреле прошлого года AB InBev заявила, что продает свою долю в AB InBev Efes, потеряв на этом $1,1 млрд.
— Уже почти год прошел, как бельгийская AB InBev решила уйти с российского рынка. На каком этапе сейчас этот процесс?
— На сегодняшний день акционеры ведут активные переговоры относительно продажи неконтролирующей доли AB InBev в совместном предприятии AB InBev Efes турецкому партнеру Anadolu Efes. У нас нет информации о том, когда переговоры подойдут к финалу. Наша деятельность продолжается в штатном режиме.
— Вы уже 14 лет в компании, можно назвать 2022 год самым сложным для компании за это время?
— За все время моей работы в компании мы, безусловно, преодолевали различные кризисные ситуации. Все мы помним финансовый кризис 2014 года или вызовы, с которым столкнулся бизнес из-за пандемии. Кроме того, были и большие трансформации: в 2018 году произошло объединение двух компаний AB InBev и Anadolu Efes — крупнейшая сделка на пивоваренном рынке России последнего десятилетия. С точки зрения последствий для бизнеса и реагирования на них, предыдущие вызовы можно назвать более прогнозируемыми — уровень неопределенности, с которым мы столкнулись в 2022 году, колоссален.
Сейчас на бизнес влияют проблемы, которые весь год усугублялись все сильнее. Начались они еще во время пандемии. Три с лишним года происходят кардинальные изменения всего, это требует быстрой трансформации бизнеса, людей и подходов. Мы живем в изменяющейся реальности и не знаем, где приземлимся.
— Затраты на логистику и сырье у пивоваров сильно выросли. Какие трудности в минувшем году были самыми чувствительными для бизнеса?
— Мы, как и многие другие отрасли, в 2022 году столкнулись с беспрецедентными вызовами: в сжатые сроки нам пришлось полностью менять привычные логистические цепочки и цепочки поставок, пересматривать пул партнеров. Была проделана огромная работа, и в итоге нам удалось адаптировать бизнес-процессы, сгладить экстремальный рост цен для потребителя и не допустить остановки производства.
Логистические сложности начались еще в пандемию. И вопрос был не только в доступности и перемещении автотранспорта в связи с закрытием ряда границ, но и в его подорожании. Если сравнивать с допандемийным периодом, то расходы на ту же импортную транспортировку выросли вдвое.
Летом также наблюдались серьезные проблемы с упаковкой: очень многое было завязано на импорт — этикетки, краски, лаки, кронен-пробки и т.д. На данный момент по ряду наиболее проблемных категорий прошлого года ситуация относительно стабилизировалась. Нам удалось переориентироваться как на локальный рынок, так и на поставщиков из Китая, Индии, Турции и других стран.