Радио геноцида: за что в Гааге судят мультимиллионера из Руанды
Менее 30 лет назад в Руанде произошел один из самых массовых геноцидов в истории, который за три месяца унес жизни сотен тысяч человек, был проигнорирован мировым сообществом и имел длинную предысторию. О том, как к нему был причастен миллионер Фелисьен Кабуга и почему его судят только сейчас, рассказывает Forbes Life
11 октября 2022 года в Гааге начался суд на 86-летним Фелисьеном Кабугой, которого в 1997 году Международный трибунал ООН по Руанде обвинил в геноциде, соучастии в геноциде, прямом и публичном подстрекательстве к совершению геноцида, попытке совершить геноцид, а также в заговоре с целью совершения геноцида, преследовании и истреблении населения. Речь идет о так называемом «геноциде тутси» весной-летом 1994 года, в ходе которого более 800 000 представителей народа тутси и умеренных хуту были убиты в течение ста дней. Заметную роль в увеличении числа жертв сыграло «Свободное радио и телевидение тысячи холмов», которое финансировал мультимиллионер Кабуга.
100 дней ада
«Любой ценой все инкотаньи («тараканы» — так власти Руанды называли повстанцев и этнических тутси. — Forbes Life) должны быть истреблены по всем уголкам страны. Даже те из них, кто успеет добежать до аэропорта или убежища, должны расстаться с жизнью на месте… К 1994 году около 20% из 7 млн населения Руанды составляли тутси. После геноцида их осталось 300 000 человек. Если 100 000 молодых людей встанут под ружье, мы убьем и уничтожим их всех. У нас это получится, потому что они все принадлежат к одной этнической группе. Надо посмотреть на телосложение и внешний вид человека. Если вы видите маленький нос — сломайте его…», — говорил в мае 1994 года в эфире «Свободного радио и телевидения тысячи холмов» Кантано Хабимана, главная звезда радиостанции, когда-то изучавший журналистику в Ленинграде.
Экономист Дэвид Янагизава-Дротт смог доказать, что там, где радиоприемники ловили хорошо, хуту убивали на 7% больше, чем в селениях, где не было связи
Радиостанция «Свободное радио и телевидение тысячи холмов» начала вещание в июле 1993 года, как выяснилось позже, ее изначальной задачей было разжечь ненависть к тутси среди населения Руанды. Руководящий комитет из шести членов возглавил бизнесмен Фелисьен Кабуга, он же, наряду с президентом Руанды Жювеналем Хабьяриманой (дети Кабуги и Хабьямирманы были женаты) и военным лидером радикалов Теонестом Багосорой, был одним из крупнейших акционеров. «Свободное радио и телевидение тысячи холмов» быстро набирало популярность среди молодежи, потому что, в отличие от государственных радиостанций, крутила современную музыку. Одновременно сотрудники активно развивали тему о якобы растущем намерении тутси вернуть власть, утраченную в 1959 году, также на радиостанции много рассказывали о необходимости организовать самооборону большинству населения и предупреждали о кровавых намерениях повстанцев.
К этому моменту уже была сформирована структура сторонников «окончательного решения этнической проблемы»: в их распоряжении была милиция правящей партии «Национальное революционное движение за развитие» (НРДР) интерахамве (в переводе с киньяруанда — «те, кто работает вместе»), созданная в 1991 году и пополнявшаяся в основном за счет безработной молодежи, милиция импузамугамби (боевое крыло экстремистской партии «Коалиция в защиту республики») и так называемые «эскадроны смерти», которые поддерживали радикальные партии. «Эскадроны» похищали противников режима, пытали оппозиционных журналистов, а политиков умеренного толка убивали с помощью яда, терактов или инициировали грабежи. Но главный вклад «эскадронов смерти» в подготовку геноцида 1994 года заключался в разжигании этнической ненависти к тутси и провоцировании кровавых вспышек насилия.
Уже после войны доцент-экономист Гарвардского университета Дэвид Янагизава-Дротт проанализировал, какой эффект радиостанция «Свободное радио и телевидение тысячи холмов» оказала на статистику убийств. Изучив карту радиопокрытия в Руанде (которую действительно называли страной тысячи холмов) и количество жертв, он смог доказать, что там, где радиоприемники ловили хорошо, хуту убивали на 7% больше, чем в селениях, где связи не было совсем. Однако жители мест, которые узнавали новости от соседей из деревни, где была радиоточка, убили на 23% больше людей. Судя по всему, соседи при общении с друзьями и родственниками не просто пересказывали новости, но дополняли своими страхами и эмоционально окрашивали их. Французский историк Жерар Прюнье сосчитал, что всего за первые шесть недель геноцида погибло до 800 000 человек — это в пять раз превышает скорость убийств во время Холокоста.
Жертвами хуту оказывались и члены смешанных семей, кроме случаев, когда член семьи хуту соглашался лично казнить родственников-тутси (дети тогда могли избежать смерти). Убийства, как правило, проводились с особой жестокостью, по отношению к женщинам применялось сексуальное насилие, в том числе групповое, на глазах у детей и членов семей. В осуществлении геноцида, помимо мужчин, принимали участие женщины и даже дети. Убивать тутси становилось нормой, и к июню 1994 года на территориях, куда еще не дошла Руандийская повстанческая армия, почти не осталось представителей этого этноса.
Страна тысячи холмов
Руанда расположена в Восточной Африке к югу от экватора и считается одной из самых маленьких стран африканского континента. Древнейшие ее жители — потомки пигмеев тва (мужчины редко вырастают выше 1,5 метров), которые и сегодня кочуют по тропическим лесам Западной и Центральной Африки, занимаясь охотой. Они составляют всего 1% населения Руанды и не играют активной роли в общественной жизни страны. Два народа, столкновение которых и привело к геноциду, появились на ее территории гораздо позже.