«Сначала наденьте маску на себя». Как помочь сотрудникам не сойти с ума в кризис — советы руководителям
Уже почти три года, с начала пандемии, руководители, эйчары — да и в целом почти каждый из нас — управляют жизнью, работой и собой не в спокойном режиме, а в кризисной ситуации. Главная характеристика любого кризиса — потеря прежних опор. Как быть руководителю, чтобы поддержать свою команду, когда почва уходит из-под ног? Разбираемся вместе с гештальт-терапевтом, карьерным консультантом и спикером корпоративных программ сервиса «Ясно» Александрой Фоминой.
Кризис — это когда старое ломается, а нового пока нет. Архимед говорил: «Дайте мне опору, и я переверну мир». Так же и в жизни каждого человека и управленца — если есть точка опоры, то можно легко решать любую менеджерскую задачу и качественно работать с сотрудниками. Сейчас опор под ногами может становиться критически мало, поэтому попробуем порассуждать, где взять силы на эффективное управление и на что в первую очередь обращать внимание в работе с людьми.
С чем столкнулись руководители
Сейчас все: и управленцы, и эйчары, и сотрудники — находятся в одной лодке, в лодке неопределенности, страха и ужаса. При этом на каждом человеке остаются его задачи, ответственность перед командой, взятые на себя обязательства. В такой ситуации вдвойне сложно хорошо руководить — а тем более как-то поддерживать людей. Текущая ситуация также отличается высоким накалом эмоций. Они могут ярко проявлять себя, выплескиваться в неожиданном месте, мешать выполнению задач и даже сказываться на отношениях в коллективе. Прояснить, что именно происходит с сотрудником, куда направлено его переживание и относится ли оно к работе, не всегда легко. Похоже, что в таких обстоятельствах руководитель должен быть еще и немного психологом, который помогает членам команды справиться с собой. Человек принимает решения в зависимости от того, какие копинг-стратегии (стратегии поведения в стрессе), у него преобладают. Но прямо сейчас мы можем действовать не только в контакте с реальностью, принимая адекватные и ясные решения, но и практически на инстинктах в поисках безопасности. Это может приводить к иногда необъяснимым решениям сотрудников.
Как справляться
Шаг первый: помочь себе
«Сначала наденьте кислородную маску на себя», — хорошо известный всем принцип, который уже стал заезженным. Но без него невозможно обойтись.
Приведу пример из детской психологии: если мама тревожится, ее ребенок с высокой долей вероятности начнет тревожиться тоже. Он резонирует с мамой: она становится как бы репрезентацией всего мира для малыша. Примерно так же работают и коллективы. Руководители и референтные члены команды своим состоянием могут создавать поле общего состояния людей вокруг.