Крест в небе
Исполнилось 50 лет со дня смерти выдающегося авиаконструктора и мыслителя, русского американца Игоря Сикорского. О его жизни специально для «Ъ-Науки» рассказал историк авиации Вадим Михеев.
Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве в необыкновенной семье. Отец его, Иван Алексеевич, вел свой род от казака Секоры — по преданию, большого любителя помахать-посечь саблей. Потомок казака, поступив в духовное училище, посчитал такую фамилию несолидной для духовного пастыря и перезаписался в Сикорские на манер благородный шляхты. Отсюда и пошла легенда о якобы польском происхождении Сикорского. Польские корни у него действительно были, но не по отцу. Фамилию Бафталовская носила его бабушка по линии матери. Отец матери, по фамилии Темрюк-Черкасов, полковник, был родом с Кубани.
Патриотические убеждения
Ко времени рождения сына Иван Сикорский работал профессором Киевского университета и приобрел мировую известность благодаря многочисленным трудам по психиатрии, всеобщей психологии и нервно-психиатрической гигиене. Профессор прославился не только как ученый, но и как видный общественный деятель, щедрый меценат — его звали «кумиром просвещенного Киева».
Иван Алексеевич принадлежал к числу так называемой державной интеллигенции, был одним из ее духовных лидеров. Высочайшая культура, незыблемые моральные принципы и глубокий профессионализм сочетались у профессора с осознанным великодержавным патриотизмом и монархизмом. Он был известен в России не только как убежденный противник революций, но и как борец с сепаратизмом. У идеолога «украинизма» Михаила Грушевского не было более яростного оппонента, чем профессор Сикорский.
Убеждения отца стали и убеждениями сына. Позже они стали главной причиной эмиграции авиаконструктора и оставались неизменными на чужбине. В архиве компании Sikorsky сохранились резкие отповеди Игоря Сикорского американским политикам, пытавшимся привлечь его к любого рода русофобским мероприятиям. «Мой род чисто украинского происхождения, из села на Киевщине, где мой прадед и прапрадед были священниками,— разъяснял американцам свое происхождение авиаконструктор.— Однако мы считаем себя по происхождению русскими, из определенной части России, рассматривая украинский народ как неотъемлемую часть России, так же, как Техас или Луизиана являются неотъемлемой частью Соединенных Штатов». Всю жизнь авиаконструктор считал себя русским и православным, не стеснялся своего великодержавного патриотизма, весьма непопулярного в США.
Мечта и начало взрослой жизни
Мать Мария Стефановна рассказала сыну о проекте вертолета Леонардо да Винчи, читала ему роман Жюля Верна о полетах на фантастическом воздушном корабле-геликоптере. Путешествие на таком воздушном корабле, по воспоминаниям Сикорского, однажды приснилось ему в детском сне и стало мечтой всей жизни.
Окончив Первую киевскую гимназию, Игорь Сикорский поступил в 1903 году в Морской кадетский корпус в Петербурге. Здоровье не позволило ему стать офицером. По окончании общеобразовательных классов он покинул корпус, но дружбу с однокашниками, морскими офицерами, сохранил. В 1907 году Игорь Сикорский поступил в Киевский политехнический институт, но получить диплом так и не удосужился. Авиация захватила его, не оставив ни сил, ни времени на учебу. Весной 1910 года в сарае отцовского дома он построил геликоптер двухвинтовой соосной схемы — и это был первый в России вертолет, поднимавший свой вес. Но начинающий конструктор пришел к правильному выводу, что эра вертолетов еще не наступила, и направил всю свою энергию на самолеты.
Большинство первых русских авиаконструкторов использовали в качестве прототипов зарубежные образцы, но аппараты Сикорского представляли собой самобытные конструкции. Первый самолет оказался неудачным, но уже на следующем Игорю Сикорскому удалось впервые подняться в воздух. Это случилось 3 июня 1910 года. Это был всего второй самолет отечественной конструкции, поднявшийся в воздух.
Следующие самолеты имели увеличенные размеры и более мощную силовую установку.
Главный конструктор
На своем биплане С-5 весной 1911 года молодой авиатор сдал экзамен на звание пилота, совершал показательные полеты, катал пассажиров, а в начале сентября 1911 года участвовал в военных маневрах, где продемонстрировал превосходство С-5 над самолетами иностранных марок.
В том же 1911 году Сикорский построил биплан-разведчик С-6, который удостоился Большой золотой медали Московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 года, а незадолго до этого Императорское Русское техническое общество наградило Сикорского Почетной медалью. О молодом киевском авиаторе заговорили отечественные газеты и журналы.
Весной 1912 года Сикорский получил сразу два престижных приглашения из Петербурга: одно на должность главного инженера учреждаемой военно-морской авиации; другое — конструктором недавно образованного воздухоплавательного отделения акционерного общества «Русско-балтийский вагонный завод» (РБВЗ). Он принял оба и переехал из Киева в столицу империи. Молодого авиатора преимущественно влекла конструкторская деятельность, и, прослужив год, он уволился с флотской службы и с лета 1912 года занял должность главного конструктора и управляющего РБВЗ. На РБВЗ появились последующие самолеты Сикорского, вызывавшие неизменное восхищение как у широкой публики, так и у специалистов и принесшие императорской России заслуженную славу одной из ведущих авиационных держав мира.