Вы из "бригадыхэлла" или из "Синих Ведерок"? Сообщества «Живого журнала» — знаменитые и не очень
Борцы с антинаучными теориями и чиновничьим произволом, сподвижники хакера, взломавшего почту Алексея Навального и спорщики, готовые устроить словесный баттл из-за рецепта тажина — в какие только сообщества ни объединялись пользователи Живого Журнала. Рассказываем о самых выдающихся.
«Живой журнал» был известен как площадка высказывания своего мнения по любому поводу. На расстоянии пары кликов друг от друга находились посты, посвященные котам и отпускам, современной политике в России и за рубежом, общественным проблемам и светским скандалам.
ЖЖ-сообщества отличали две вещи. Во-первых, непредставимый ранее состав их участников: в одном комьюнити могли оказаться как редакторы ведущих СМИ, политики, преподаватели самых лучших университетов страны, бизнесмены и олигархи, так и люди, живущие за пределами столиц, работающие на низкооплачиваемых и рядовых работах, не имеющие ученых степеней и высокого социального статуса. (Также в сообществах постоянно паслись городские сумасшедшие, лжецы, тролли и возмутители спокойствия.)
Второй характерной особенностью ЖЖ-сообществ и «Живого журнала» в целом была непостижимая сегодня высокая степень свободы дискуссии, напрямую взаимосвязанная с таким же высоким уровнем анонимности. Рядовой пользователь никогда не знал, кто может скрываться за ЖЖ-ником. Анонимность порождала убежденность в безнаказанности и, как следствие, снимала любые одежды приличия с дискуссии.
Esquire вспоминает среду, в которой зародилась современная культура интернет-дискуссий в России (см. закрытые группы в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), чаты в телеграмме и комментарии в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)), и рассказывает о самых интересных ЖЖ-сообществах.
dewarist
Сообщество было зарегистрировано 16 июля 2009 года представителями марки виски Dewar’s. Несмотря на рекламную направленность, оно было построено на принципах закрытого клуба, члены которого в атмосфере интеллектуального комфорта могли обсуждать действительно интересные для них и читателей вещи. В рядах «дюаристов» были известные журналисты, писатели, люди, связанные с крупными онлайн-проектами, а также популярные ЖЖ-блогеры и просто известные люди вроде Ирины Хакамады.
Редакторы dewarist (временная должность, передававшаяся от участника сообщества к другому раз в определенный промежуток времени) получали гонорары от представителей бренда. Команда маркетологов Dewar’s работала с этим сообществом как с рекламным проектом, но никакой навязчивой рекламы не было: живое общение между участниками комьюнити и работа с целевой аудиторией (успешными людьми от 25 до 40 лет) были гораздо эффективнее прямых интеграций или размещений.
К сожалению, ЖЖ-сообщество dewarist не сохранилось. Его архив по большей части утерян, а по адресу комьюнити существует чей-то личный и тоже давно заброшенный «Живой журнал».
ru_auto
Сообщество ru_auto обязано своим возникновением ЖЖ-юзеру mr-budkin, который не нашел в «Живом журнале» сообщества автомобилистов и решил создать его сам. Со временем ru_auto стало одним из самых крупных сообществ автомобилистов в ЖЖ. Параллельно с этим оно стало сообществом людей, у которых есть автомобиль, а не сообществом об автомобилях. Очень важно помнить об этой разнице, чтобы понимать, откуда произрастает стиль общения участников и поднимаемые ими темы. Лейтмотивом общения было глумление или, как сказали бы сейчас, пассивная агрессия. Темы сводились не только к техническим характеристикам автомобилей, но и к ДТП, спорам по любому поводу и даже угрозам друг другу.
Однажды пользователь bes_bashny’s решил прийти в сообщество автомобилистов и задать простой, казалось бы, вопрос: стоит ли ему покупать для своего авто устройство, помогающее экономить расход бензина? Идея была проста и сводилась к желанию немного сэкономить. Естественно, что в комментарии пришли люди, которые стали жестко и саркастично комментировать желание автомобилиста сэкономить на расходе топлива. Стремление одного человека к халяве породило типичный и долгоиграющий ЖЖ-срач, в ходе которого автор поста употреблял фразу «извините, пост обращен к умным, а не к вам =)», которая сама по себе стала мемом.