Чернила зачеркнутых строк писем Марии-Антуанетты выдали цензора
Во время французской революции, королева Франции и жена Людовика XVI Мария-Антуанетта, вела секретную переписку со шведским графом Акселем фон Ферзеном. Письма обнародовали в конце XIX века, но некоторые строки были зачеркнуты. 150 лет историки гадали, что неизвестный цензор спрятал от посторонних глаз. С помощью рентгенофлуоресцентной спектроскопии и методов математической обработки французские исследователи расшифровали скрытую информацию в восьми из 15 писем и по чернилам определили, кто был цензором. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.
Во время французской революции с июня 1791-го по август 1792-го королевская семья Франции жила в заключении во дворце Тюильри. Тем не менее королеве Франции Марии-Антуанетте удавалось вести секретную переписку со шведским графом Акселем фон Ферзеном — ее близким другом и любовником.
Содержание этих писем в основном политическое, однако некоторые слова и целые строки зачеркнуты неизвестным цензором. Предполагалось, что это сделал один из членов семьи Ферзена перед публикацией переписки во второй половине XIX века для сохранения репутации семьи.
Чтобы выявить скрытые или разрушенные участки текста, ученые обычно используют методы, в основе которых лежит принцип взаимодействия света с веществом. Стертые палимпсесты или утраченные со временем участки выявляют комбинацией методов визуализации, а текст в хрупких свертках папирусов и пергаментов ученые читают с помощью рентгеновской томографии.
Анн Мишлен (Anne Michelin) с коллегами из национального центра научных исследований попробовали прочитать зацензуренные строки писем Марии-Антуанетты, различными физико-химическими методами. В итоге увидеть скрытый текст и даже определить цензора авторам помог метод рентгенофлуоресцентной спектроскопии.
Чтобы прочитать оригинальный текст, исследователям нужно было найти отличия чернил автора письма от чернил, которые использовал цензор. Оба слоя (оригинальный текст и узор цензуры) очень темные и поглощают свет видимого диапазона, поэтому отделить авторское от зачеркнутого методами спектроскопии видимого света оказалось невозможно. Более того, цензор поверх оригинального текста выводил петли плотными рядами и добавлял буквы, что еще больше затрудняло чтение.
Часто изображения рукописей в инфракрасной области помогают выявить нижележащие слова, однако в случае писем Марии-Антуанетты чернила цензора и автора оказались прозрачны для коротковолнового инфракрасного излучения и очень схожи по поглощению.
Метод рентгенофлуоресцентного анализа, который позволяет определить, какие химические элементы присутствуют на исследуемом участке объекта, дал наилучшие результаты для решения поставленной задачи. По предварительным исследованиям элементного состава авторы определили, что и автор, и цензор использовали металл-галловые чернила. Железо-галловые чернила обычно готовили из железного купороса (сульфата железа), в котором встречались примеси других веществ. Иногда по наличию специфического химического элемента можно определить разницу между чернилами, приготовленными из разного сырья.