Все болезни от нервов? Как устроена психосоматика с научной точки зрения
Психосоматика — раздел медицины, вокруг которого витает огромное количество мифов. Существует ли доказанная наукой связь между эмоциональными переживаниями и возникающими в организме заболеваниями? В каких случаях это работает на физиологическом уровне, а в каких — объясняется эффектом плацебо? И почему стресс, не имеющий адекватного выхода — один из главных источников психосоматических расстройств сегодня? Об этом в своей книге «Правда и мифы о психосоматике. Как тело и психика влияют друг на друга» рассказывает клинический психолог и директор «Русского общества психосоматики» Наталья Фомичева. В ноябре книга выйдет в издательстве «Альпина Паблишер», Inc. публикует ее отрывок.
Природа стресса
Для начала давайте разберемся, что такое стресс с биологической точки зрения.
Стресс (от англ. stress — «напряжение, нагрузка») — это:
- любой фактор, нарушивший гомеостаз (стабильное состояние) организма;
- реакция организма, которая вызвана этим напряжением и направлена на адаптацию.
Термин «стресс» предложил автор одной из первых теорий эмоций — психолог Уолтер Кэннон. Именно он в 1920-х годах разработал теорию эмоций, в рамках которой гнев и страх рассматривались как биологически целесообразные защитные реакции борьбы или бегства. Они вызывают активацию симпатической нервной системы, которая отвечает за реакцию органов и тканей на внешние стимулы. Кэннон считал, что ее хроническая активация приводит к сбоям во всех системах организма.
В 1930–1940-х годах канадский ученый Ганс Селье разработал теорию стресса более подробно. По его гипотезе, любой болезнетворный фактор или нагрузка на организм включают механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции. Однако, если нагрузка превосходит адаптационные возможности или если сами эти возможности по каким-то причинам сбоят, может начаться «болезнь адаптации» в той или иной форме — именно так Селье рассматривал психосоматические заболевания.
В 1960-х годах американский кардиолог Герберт Бенсон изучал способы снизить влияние стресса на организм. В том числе — техники релаксации, выработанные человечеством (включая медитацию и молитву). Примерно в то же время биолог Туре фон Икскюль интегрировал модели Селье и Бенсона и разработал свою «модель готовности». Согласно ей, в моменты сильного стресса (который как бы специально «приготовлен» организмом, «предназначен», чтобы отреагировать на ситуацию и совершить конкретное действие — например, убить напавшего хищника) человек переходит от психоэмоционального реагирования к телесному.
Организм делает все, чтобы эта реакция была эффективной, приводит себя в экстремальный режим. Но если конкретного действия за этим не следует, боеготовность организма не служит никакой полезной цели. Более того, это состояние задерживается и может стать хроническим. Так, например, постоянный спазм артериол — «гипертония готовности» — может приводить к хроническому повышению артериального давления.
Выученная беспомощность
Почему же за напряжением, за стрессовым состоянием не следует никакого конкретного действия?
Дело в том, что стрессы, с которыми сталкивается современный человек, главным образом таковы, что на них невозможно активно отреагировать. Конфликт на работе или опоздание на самолет из-за пробок не требуют и не предполагают драки или бегства. Процессы, которые запускает организм, реагируя на стресс, работают вхолостую. Именно об этом говорил антрополог Грегори Бейтсон. Он первым начал рассматривать психосоматические болезни как следствие противоречий между биологическим и социальным: общество накладывает жесткие ограничения на функционирование и поведение человека, что приводит к хроническому стрессу, а в дальнейшем — к заболеваниям.