Всадники банковского апокалипсиса: какой будет отрасль после окончания кризиса
Кризис не внесет новых тенденций в банковские технологии, но подтолкнет развитие уже идущих процессов. Через год мы увидим дешевую, высокотехнологичную и огосударствленную платежно-банковскую инфраструктуру. Но не все игроки рынка доживут до этого времени
В наше непростое время пострадало множество компаний — турагентства и авиаперевозчики, ретейл и оптовики, перевозчики, салоны красоты и фитнесы. Все они включены в правительственный список отраслей, пострадавших от кризиса, и стоят в очереди за государственной поддержкой.
Тем не менее есть одна отрасль, в глазах общественности и регулятора не то что не пострадавшая, а имеющая большой запас прибыльности и прочности. Это банки.
Ровно в разгар кризиса регулятор запустил три инициативы, резко влияющие на прибыльность и привлекательность соответствующих бизнес-процессов — отмена комиссий за ЖКХ, временное снижение эквайринговых комиссий в онлайн-ретейле и налог на доходы с вкладов, существенно снизивший привлекательность размещения денег в банках для населения. Посыл дается предельно ясный — банки имеют большой запас прочности и могут поделиться с остальными.
Но так ли это на самом деле? Сейчас мы наблюдаем падение оборотов торговли и услуг и, как следствие, снижение комиссионных доходов с карточных платежей, являющихся существенными как для банков, обслуживающих продавцов (эквайеров), так и для эмитентов карт, получающих основную долю от комиссий.
Разумеется, падение коснется и банков, и других участников экосистемы, в том числе платежных систем «Мир», Visa, Mastercard.
Масштабы бедствия пока неясны; глубина падения покупательной способности еще не определилась, а рост цен и онлайн-платежей еще компенсирует наметившееся снижение покупок. Тем не менее через месяц выпадающие доходы от крупных покупок, от остановившихся авиаперелетов или фитнес-центров неизбежно станут заметны. К этому добавится эффект упомянутого выше снижения комиссий, а также операций с наличными в офлайне — примета