Возвращение на рельсы
Что позволяет ожидать расцвета железнодорожной отрасли в скором будущем, рассказывает журналист Алексей Тиматков для совместного проекта «Сноба» и РЖД
Былое величие
Френсис Бэкон утверждал, что «три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». В XIX веке именно железные дороги обеспечили выполнение третьего условия и послужили одним из главных драйверов роста мировой экономики. К началу Первой мировой войны на железнодорожный транспорт приходилась треть мирового грузооборота, а во внутреннем сообщении — более 70%.
Однако XX век прошел для железных дорог под знаком конкуренции со стороны автомобилей и авиации: борьбы, в первую очередь, за скорость и комфорт. Это состязание, с одной стороны, привело к развитию отрасли: электрификации железных дорог, эволюции локомотивов, появлению скоростных поездов, поездов на электромагнитной тяге и т. д. С другой стороны, все же пустило корни представление о железных дорогах как об «уходящей натуре», как о транспорте прошлого. Тут наиболее характерен пример США, где и расцвет, и упадок железных дорог был одинаково грандиозен: сначала именно они стали символом стремительного освоения Запада, но в 1960–70-х годах пришли к краху, уступив автомобильному транспорту и авиаперевозкам. Впрочем, значительную роль в этом сыграла политика властей. Сегодня в США пассажирские поезда дальнего следования являются чем-то вроде туристического аттракциона, и билеты на них стоят дороже, чем на самолет.
Мир изменился
В России тоже можно услышать мнение о том, что самолеты скоро в той или иной степени заменят поезда. Однако общемировые тенденции показывают, что похоронные речи преждевременны. И даже наоборот, в XXI веке железнодорожный транспорт обретает новые преимущества и перспективы. Как отмечается в исследовании британской консалтинговой и проектной компании Arup «Будущее железных дорог — 2050», это связано со следующими глобальными трендами:
- Рост численности населения и, одновременно с этим, рост его мобильности. Как следствие, растет пассажиропоток, а вместе с ним усиливается перегруженность дорожной инфраструктуры личным автотранспортом.
- Нарастание процессов урбанизации, концентрации населения в разрастающихся агломерациях. Этот процесс также стимулирует всемерное развитие транспортной инфраструктуры.
- Рост внимания к экологии, усиление экологических требований, что обусловлено проблемами загрязнения окружающей среды, глобальным изменением климата и в целом растущим ощущением ответственности человека перед природой.
- Общая установка на экономию энергопотребления и, шире, на бережливое отношение к любым ресурсам, в соответствии с философией устойчивого развития (sustainable development).
В свете сказанного экологичность железных дорог, их высокая пропускная способность и вместимость, а также способность обеспечить точный и прогнозируемый до минуты график перемещения становятся неоценимыми преимуществами перед другими видами транспорта. К тому же железные дороги имеют большой потенциал энергосбережения, что, с одной стороны, соответствует общемировому тренду, а с другой, является ключевым фактором повышения рентабельности.