Симон Боливар: человек и шляпа
Всякий, кто учился в российской школе, знает строки Пушкина: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Всякий, кто заглядывал в комментарии к «Евгению Онегину», знает, что боливаром назывался головной убор. Однако что это за головной убор и, главное, какое отношение он имеет к южноамериканскому герою Симону Боливару, широкой публике известно немного. Попробуем разобраться.
Симон Боливар, а точнее Симон Хосе Антонио де ла Сантисима Тринидад Боли́вар (именно с таким ударением!) де ла Консепсьон-и-Понте Паласиоси-Бланко, родился в знатной креольской семье в Каракасе в 1783 году. Рано лишившийся родителей, в возрасте 16 лет он отправился в Мадрид для получения образования, вернулся на родину спустя три года и вскоре снова уехал в Европу, где много путешествовал, изучая разные науки и постигая масонские премудрости.
В 1805 году Боливар в образовательных целях посетил США, где, как полагают историки, и выработал свой план освобождения Южной Америки от испанского владычества и создания на её территориях по-настоящему демократического государства с республиканской формой правления. По возвращении на родину Боливар принял деятельное участие в патриотическом движении против испанских колонизаторов. В 1811 году освобождённая от испанцев Венесуэла была провозглашена республикой.
Благодаря усилиям Боливара, Хосе де Сан-Мартина и других патриотов к концу 1820-х годов независимость от испанской короны получила не только Венесуэла, но и современные Аргентина, Боливия, Мексика, Перу, Уругвай и Чили, то есть почти все испанские колонии в Америке, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико.