Воспитание маленького медведя. Про вежливость
Действительно ли современные родители плохо воспитывают своих детей и как научить ребенка хорошим манерам — отвечает психолог Катерина Мурашова
Сегодня поговорим про вежливость. На почту пришло очередное письмо.
«Здравствуйте, уважаемая Катерина Вадимовна! Пишет вам Ирина из Санкт-Петербурга. У меня вот какой вопрос — почему нынешние родители как будто вообще не воспитывают своих детей? Уже не очень маленькие дети у вроде бы на вид “приличных” родителей могут орать в публичном пространстве, мешать окружающим, перебивать родителя или педагога, грубо говорить с родителями, нарочито демонстрировать скуку и неуважение к старшим. Это такая мода, тренд? Но тогда в чем их смысл и каковы перспективы для этих родителей, для самих детей и для общества в целом?»*
Здесь вспоминаются иронические строки Самуила Маршака:
«Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести…»
Стихотворение было написано в 1956 году, но проблема, разумеется, сохраняет актуальность до сих пор. Вы наверняка слышали брюзжание: «Дети-то нынче стали совершенно невоспитанные! Вот в наше время…» или «А вот в такой-то стране все дети…»? Это именно про то самое. Так оно — правда или нет?
Мы, люди, существа общественные, следовательно, каждого нового члена общества для пригодности жизни в нем непременно нужно воспитывать. И давайте тогда посмотрим, как у нас сейчас обстоят дела с воспитанием «маленьких медведей», какие тут стоят задачи, возможности и какие вопросы могут возникнуть у родителей и окружающих.
Во-первых,большую роль играют характеристики самих детейкак детенышей, то есть существ по определению еще незрелых. Дети у нас существа непосредственные, спонтанные, контролирующие механизмы у них еще достаточно слабые, и актуализируются они лишь в состоянии очень важной для ребенка, вполне им осознанной надобности.
Маленький ребенок легко может спросить только что пришедшего гостя: а ты скоро уйдешь? Причем мотивы этого вопроса могут быть ровно противоположными:
1) человек не нравится ребенку, и он хочет, чтобы тот поскорее ушел;
2) гость очень нравится ребенку, и он хочет заранее узнать, сколько сможет наслаждаться его обществом.
Расстроенный ребенок также может сказать любому не угодившему ему человеку, даже самом близкому: уходи отсюда! И не приходи никогда! Не хочу, чтоб ты тут был!
И вполне естественно ребенок спешит немедленно поделиться пришедшей ему в голову мыслью, наблюдением или находкой, вне зависимости от того, чем заняты другие люди — родитель, воспитатель, педагог и так далее.
Все вышеперечисленные и многие другие подобные вещи для маленького ребенка вполне органичны и не являются каким-то нарушением его развития.
Но тут уже вступает в дело следующий, второй пункт —воспитание ребенка сначала преимущественно родителями, а затем и обществом