Важная телеграмма
Судебное преследование и угроза тюремного срока для основателя Telegram Павла Дурова со стороны властей Франции — это попытка Запада взять под контроль независимый от него значимый мировой интернет-ресурс, которым ежедневно пользуется почти каждый десятый житель планеты и который может стать серьезным оружием в обостряющемся геополитическом противостоянии.
Порнография с участием несовершеннолетних, наркоторговля, создание организованной преступной группировки, отмывание доходов — вот лишь часть списка обвинений, которые были предъявлены прокуратурой Парижа основателю и владельцу онлайн-сервиса Telegram Павлу Дурову. Вечером 24 августа он был арестован, когда выходил из своего джета на поле аэропорта Ле-Бурже. Спустя четыре дня пребывания под арестом предпринимателя отпустили под залог в 5 млн евро, ему запрещено покидать Францию, он обязан проживать по определенному судом адресу и два раза в неделю отмечаться в полицейском участке. Дурову грозит тюремное заключение сроком на десять лет и солидный штраф. Это событие называют концом глобального свободного интернета и разделением его на удельные цифровые сегменты со своей цензурой и правилами.
Дай миллиард
Всего за десять лет Павлу Дурову, окончившему с красным дипломом филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Английская филология и перевод», удалось создать выдающийся интернет-ресурс в мировом масштабе. Telegram заработал 14 августа 2013 года, вскоре после того, как Дуров со скандалом, под давлением российских властей, продал созданную им в 2006 году социальную сеть «ВКонтакте». Всего за первые три месяца существования Telegram скачали более одного миллиона раз. А за один год, к 2014-му, аудитория сервиса уже достигла 35 млн активных пользователей в месяц. Еще два года спустя она превысила 100 млн человек, а к 2021 году достигла полумиллиарда. Сейчас же, по данным Statista, число пользователей Telegram приближается к миллиарду человек, а точнее, составляет 950 млн активных пользователей в месяц. Иными словами, за десять лет аудитория этого интернет-ресурса выросла в 27 раз, и, по подсчетам Statista, сейчас им ежедневно пользуется почти каждый десятый житель планеты.
Telegram сейчас один из самых значимых глобальных интернет-сервисов, в рейтинге самых популярных социальных сетей мира он занимает восьмое место после таких мощных сервисов, как Facebook* (3,05 млрд активных пользователей в месяц), YouTube (2,5 млрд), Instagram* (2 млрд), WhatsApp (2 млрд), TikTok (1,5 млрд), WeChat (1,3 млрд), Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Messenger* (1,01 млрд).
* Принадлежат компании Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена.
В рейтинге стран Telegram больше всего используется в Индии: по итогам 2023 года здесь было зафиксировано свыше 104 млн загрузок. На втором месте Россия (34 млн загрузок), на третьем — Индонезия (27 млн), на четвертом — США (26,8 млн). К числу стран, где популярен Telegram, относятся также Бразилия, Египет, Вьетнам, Мексика, Украина. Франция не входит в первую двадцатку, число загрузок здесь по итогам прошлого года оценивается на уровне 7 млн. Но, кстати, арест Павла Дурова подогрел интерес к мессенджеру: по данным портала TechCrunch, за последнюю неделю во Франции приложение Telegram поднималось на первое место по скачиваниям среди соцсетей и на третье в общем списке. В США мессенджер занял вторую позицию по числу скачиваний среди социальных сетей в App Store.
Мессенджер и соцсеть
Уникальность Telegram в том, что он представляет собой гибрид мессенджера и классической социальной сети. С одной стороны, пользователи Telegram используют этот ресурс для обмена сообщениями: по данным аналитики Usesignhouse, ежедневно в Telegram проходит свыше 167 млрд сообщений, и это число с 2020 года выросло в два раза. Но одновременно в сервисе есть и так называемые телеграм-каналы, где пользователи могут выкладывать свой контент. Наиболее успешные имеют большое число подписчиков, наличие которых помимо признания может приносить автору хороший доход. «Телеграм-каналы — значимый фактор привлечения аудитории, они стали настоящим глотком свежего воздуха в мире алгоритмических лент, которые используются в самых популярных социальных сетях. Никаких рекомендаций: потребитель и создатель контента сами должны найти друг друга. Это повышает ценность такого контакта и настраивает на более вдумчивый подход», — комментирует Алексей Гуленков, руководитель проектов в digital-агентстве «Интериум», создатель телеграм-канала «Инвестиции и мемы».
Кстати, последние опросы показывают, что люди пользуются Telegram прежде всего в целях получения контента. Согласно Statista, 80% аудитории сейчас используют его для чтения новостей и другой интересной для себя информации, а 73% пользователей предпочитают этот сервис, потому что считают его наиболее удобным мессенджером. «Отличительные особенности сети Telegram заключаются в ее многофункциональности и простоте использования. Это не просто мессенджер для общения, но и целая экосистема возможностей, где пользователи могут не только переписываться, но и учиться, делать покупки, создавать комьюнити и многое другое. Это делает Telegram практически “суперприложением”, наподобие китайского WeChat. При этом визуально и интерфейсно Telegram остается более простым и понятным для пользователей, чем многие другие социальные сети. Это одно из его ключевых преимуществ — доступность и удобство использования», — говорит Алексей Федин, исполнительный директор Magnetto.pro (крупный продавец рекламы в Telegram Ads на территории России).
«Основная особенность и в то же время преимущество Telegram в том, что это мессенджер с классической архитектурой и строгим информационным стилем, — продолжает Максим Петренчук, эксперт по продвижению в социальных сетях, основатель продюсерского агентства Social Stars. — Создатель Telegram Павел Дуров всегда отрицал необходимость виральности (скорости распространения) контента, использования вовлекающих механик взаимодействия с аудиторией, которые характерны для других соцсетей (“ВКонтакте”, TikTok, а также запрещенных в России Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)). Поэтому и Telegram он создал как нейтральную платформу для обмена информацией, прежде всего текстовой. Ставка на текст была сделана, на мой взгляд, не случайно. Именно в таком виде информацию готова потреблять наиболее активная, мыслящая часть аудитории — предприниматели, журналисты, чиновники, общественные деятели и просто люди, интересующиеся информационной повесткой. К тому же это удобно: короткий пост в Telegram можно прочитать прямо на совещании, в метро, в пробке, за обедом в ресторане. А вот посмотреть короткое видео на YouTube или Reels получится не везде и не всегда».
Участники рынка констатируют, что в последнее время Telegram достаточно успешно развивает механизмы монетизации. По данным Statista, 2,1% владельцев каналов ресурса в России зарабатывают больше миллиона рублей в месяц. «До недавнего времени владельцы телеграм-каналов зарабатывали в основном на размещении нативной и прямой рекламы, -— рассказывает Максим Алексеев, генеральный продюсер коммуникационного агентства “Дискурс”. — Однако команда Дурова последовательно расширяла возможности монетизации и продвижения контента: на платформе появился собственный рекламный сервис Telegram Ads, а в июле этого года телеграм-каналы начали зарабатывать на платном контенте. Пользователи покупают специальные “звезды”, которыми платят любимым каналам за просмотр постов, а владельцы и авторы каналов могут конвертировать их в деньги. Кроме того, Telegram внедрил функцию внутренних мини-приложений, что позволяет аудитории переходить по ссылкам, оставаясь внутри платформы».