Вопрос психологу: почему люди доверяют инфобизнесменам?
Мы не раз подробно рассказывали, кто такие недобросовестные инфобизнесмены и чем они занимаются. А теперь решили спросить у эксперта, почему так много людей верят инфомошенникам, покупают бесчисленные «курсы для будущих миллионеров» и участвуют в марафонах по исполнению желаний. Спойлер: поколенческий менталитет играет в этом не последнюю роль.
Почему люди охотно верят тем, кто обещает сделать их миллионерами в короткие сроки?
Людей условно можно разделить на три категории. Первые — это дети, которые ждут подарков и пишут письма Деду Морозу. Вторые — взрослые, которые эти подарки покупают и знают, что если они хотят приятного для себя, то стоит приложить усилия. А третьи — все те, кто обеспечивает атмосферу праздника и чудес, отвечает за доставку гостинцев и поздравлений адресатам — начиная от продавцов елочных игрушек и заканчивая звездами, исполняющими новогодние песни. В этом смысле люди, которые чаще всего «верят» в быстрый успех, — это те самые «дети», которые ждут подарков за хорошее поведение или просто потому, что «написали письмо» — пожелали чего-то, «визуализировали» свои мечты. Представителей третьей группы потребители воспринимают как настоящих Дедов Морозов, хотя на самом деле это лишь переодетые в костюмы люди. Та же история с недобросовестными инфобизнесменами: они обещают, что помогут исполнить наши желания, удовлетворить потребность, но на самом деле это не так.
Помимо людей, которые верят в то, что желаемое можно получить «по щучьему велению», есть и те, кто попал в кризисную ситуацию — например, резко потерял доход, работу или оказался в других сложных обстоятельствах. Им легче поверить, что, пройдя «курс успеха», они смогут быстро вернуть утраченное.
Кроме того, люди, которые покупают подобные продукты, как правило, не обладают развитым критическим мышлением, а также слабо информированы или не очень хорошо разбираются в теме, которую предлагают недобросовестные инфобизнесмены. А те, в свою очередь, позиционируют себя как экспертов либо как «простых людей, у которых получилось, а значит, получится и у вас» — и тот и другой заход для неискушенного клиента выглядит довольно убедительно и заманчиво.
Почему в последние годы инфобизнес набрал обороты?
Для начала давайте определим, что мы подразумеваем под недобросовестным инфобизнесом. В общем смысле это вид обмана, когда «король-то голый», то есть человек демонстрирует достижения, статус, уровень и стиль жизни, которых на самом деле не имеет, и предлагает другим купить у него «инструкцию» о том, как достичь того же.
Или другой вариант: встречаются люди, которые действительно достигли определенного уровня жизни, дохода и прочего и считают, что теперь могут научить тому же всех остальных, игнорируя уникальность каждого отдельного человека. Либо некто объявляет себя экспертом в том, в чем разбирается в лучшем случае поверхностно. Многочисленные примеры из этой серии мы, к сожалению, наблюдаем в сфере заботы о ментальном здоровье — когда люди, окончив трехмесячные курсы по психологии, называют себя психотерапевтами либо коучами и пускаются продавать «авторские» марафоны, курсы и тренинги в интернете.