Миссия выполнима
Почти десять лет назад Антон и Александра Георгиевы купили разрушенную и разоренную фабрику в деревне Крестцы Новгородской области, которая в старые времена занималась изготовлением уникальных вышитых вещей. В рамках коллаборации с Минпромторгом России мы продолжаем знакомить вас с российским брендами, в данном случае — с народным промыслом фабрики «Крестецкая строчка», который трансформировался в уникальный фэшн-проект. И это не просто поддержка российского производства, но и поддержка традиций. Миссия, как бы ни звучало пафосно.
Антон, расскажите, как у вас родилась идея приобрести «Крестецкую строчку»?
Я случайно был на этой фабрике в начале 90-х. В Санкт-Петербург приехали шведы, у которых был небольшой проект с моим отцом, они заодно попросили нас отвезти на «Крестецкую строчку», мы тогда очень удивились, откуда вообще шведы знают про эту фабрику, когда мы сами о ней не знали. Помню, тогда накупили там шторы, салфетки, скатерти для гостевых домиков... В 1991 году распался Советский Союз, к нам хлынули рынки, и была полная уверенность, что всё импортное — круто, а всё наше — отстой. А тут вдруг приезжают шведы и начинают покупать наши тряпочки. Меня тогда это очень удивило. Я разговорился с ними, они сказали, что в России пока ручной труд не ценится, но это временно. Еще я помню, что меня впечатлило количество людей, трудившихся на фабрике.
Прошло двадцать лет, я увидел в интернет-новостях, что банкротится фабрика «Крестецкая строчка», вспомнил про нее и решил съездить посмотреть — ради интереса. Меня сильно задело, в какую негодность пришло само здание — окна, двери, крыша, отопление срезали, из-за чего здание промерзло и все трубы полопались. По большому счету всё нужно было сносить. Люди тоже разбежались: когда я приехал, осталось меньше десяти человек... Так как у моей супруги есть профобразование в сфере дизайна костюма и у нее есть к этому талант, поэтому в фабрике я увидел возможность реализации ее как специалиста. Я привез ее посмотреть, она ужаснулась увиденному, сказала, что ездить так далеко не будет — точно нет. А примерно через полгода сама мне сказала: «Я всё думаю про эту фабрику и примерно представляю, что мы там могли бы сделать, давай еще раз посмотрим».
Для того чтобы оценить ручной труд, понимать, почему это дорого, — нужен вкус. Вкус сейчас тоже формируется и воспитывается, он был утрачен...
Вкус к прекрасному формируется через личные предпочтения, опыт и культурное влияние. «Крестецкая строчка» много лет является одним из ключевых культурных кодов России, поэтому в ней многие видят огромное вдохновение и ценность.
Из чего складывается стоимость продукции вашего бренда, можете сказать?
Себестоимость каждого изделия рассчитывается исходя из затраченного на него времени. Мы засекаем по таймеру и секундомеру: сколько держки, сколько вышивки, сколько раскроя приходится на каждое изделие. А потом к каждому добавляем бирку, на которой пишем, сколько времени на вышивку было потрачено. Таким образом, мы доносим трудоемкость работы над изделием. У нас есть баска — ее мы вышиваем два месяца. Кстати, если взять Катар или Эмираты — восточный менталитет, то там никогда не спрашивают, сколько та или иная вещь стоит. Вы придете к шейху, например, у него будет лежать вышитая скатерть на 10-метровом столе — никто не спросит, сколько она стоит. Уместнее спросить, сколько затрачено времени на ее вышивку.
Я в этом году была на фабрике в Жостово. Там есть возможность увидеть весь процесс создания изделий, после чего в местном магазине ты понимаешь, почему именно такая цена на вроде как обычный поднос...
У нас ни один человек, кто был на фабрике, не спросил, почему так дорого. Есть экскурсии, где могут показать и дать попробовать что-то вышить. Просто над одним сантиметром вышивки вы будете час трудиться, какой-то узор сделать — это еще больше.
Важно еще донести до читателей, что ваша продукция — это не русский сарафан, а реально классная современная носибельная одежда. Это не то что вы восстановили музей и шьете теперь что-то музейное.