Визитная карточка дремучей России: что происходило с животными в закрытых на карантин цирках
В цирках наравне с людьми работают и животные, которых, в отличие от артистов, нельзя перевести в режим самозанятости. Forbes Life выяснил, что происходило за кулисами манежа в последние месяцы
Российский цирк оказался одной из наиболее пострадавших от пандемии сфер деятельности, ведь помимо большого штата артистов, цирк в нашей стране — это, как правило, еще и животные. Государственные цирки закрыты, представления отменены, билеты зрителям возвращены. Частные цирковые компании в большинстве своем разорены. У цирков нет денег на то, чтобы содержать дорогие аттракционы с животными. Оттого, что нет денег, нет возможностей развиваться, создавать новые программы. И в период карантина давно назревшие проблемы стали еще более очевидными.
Пока цирк закрыт, кто на манеже?
На момент начала пандемии российская цирковая система была устроена следующим образом. Во главе — основанная в 1919 году государственная компания «Росгосцирк», которая объединяет 38 из 42 существующих в стране стационарных цирков (и еще 5 передвижных шапито), а также около 4500 сотрудников и почти 1500 животных более 80 видов. Кроме того, существуют прокатные организации, создающие программы и шоу с участием как собственных артистов, так и сотрудников «Росгосцирка». Большой московский цирк, которым с 2012 года руководят Эдгард и Аскольд Запашные недавно перешел из федерального в городское подчинение. И частные цирки, от маленьких семейных (до недавнего времени в стране их работало около 200) до Московского цирка Никулина на Цветном бульваре или «Упсала-цирка», цирка для хулиганов, который базируется в Петербурге и занимается социализацией детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Все они сейчас переживают непростые времена, в большинстве своем справляются в одиночку, хотя согласно распоряжению правительства, помощь должна быть предоставлена абсолютно всем (и Минкульт разработал программу по поддержке частных цирков). Пока «Росгосцирк» настаивает на том, что может взять на себя заботу лишь о тех, кто состоит в штате, так как помимо артистов ему надо заботиться о кормлении и выгуле животных, содержать здания (помимо цирков компании принадлежит более 30 гостиниц и общежитий по всей стране), выплачивать коммунальные платежи. Прокатчики в ответ на требование платить зарплату занятым в их программах артистам «Росгосцирка» и оплачивать содержание животных, возмущаются и пишут письма в Минкульт, так как считают, что подобная политика приведет к их полному разорению. Мелкие игроки терпеливо ждут, когда наконец закончится карантин, и они смогут давать представления, чтобы хоть как-то расплатиться с долгами.
Вот что говорит о сложившейся в цирках страны ситуации бывший генеральный директор «Росгосцирка» Александр Калмыков: «Мы читаем в сетях крики о помощи. Артисты с детьми оказались в труднейшем положении. Более того, многие из них разъехались по домам, то есть нарушен регулярный репетиционный процесс. После длительного простоя им будет очень трудно возвращаться в нормальную форму. Особенно групповым номерам».
Главный режиссер «Росгорцирка» Юрий Квятковский, до недавнего времени помощник художественного руководителя театра «Практика», не видит в ситуации трагедии: «Все артисты получают базовую зарплату, это примерно 20 000 рублей. Как только возобновятся репетиции, базовая ставка повысится. Всех животных кормят. На это уходят огромные средства. Это примерно 10 млн рублей в месяц. Животных регулярно выводят на прогулки по манежу. По предложению Минкульта «Росгосцирк» взял в штат несколько независимых артистов, в том числе с животными, чтобы поддержать тех, кто остался без дохода. Естественно, все артисты прошли отбор и теперь будут работать в спектаклях. Из общего числа приславших заявки в штат зачислили около 30% обратившихся за помощью (среди них ушедшие несколько лет назад в результате конфликта с предыдущим руководством представители известной цирковой династии Федотовых-Нестеровых и их шесть тигров, белый носорог, таксы, бобтейлы, шелти и пудели, которым ежедневно требуется 40 кг мяса, 30 кг сена, 5-6 кг фруктов и овощей, — прим. Forbes Life).
Сейчас мы просим Минкульт разрешить нам после выхода из карантина не прокатывать программы в пустых залах. Для бюджета «Росгосцирка» это будут серьезные издержки, учитывая, что и в «мирное» время, при полном зале, показы не окупаются. Программы «Росгосцирка» находятся в удручающем состоянии, в них не вкладывали средства много лет. Сегодня у нашей новой команды возникла отличная возможность исправить ситуацию. Мы разрабатываем программы под руководством лучших театральных режиссеров и художников. Работа идет активно, и после карантина появится шесть обновленных программ в дополнение к десяти старым. Но чтобы реформировать весь конвейер, нужны дополнительные средства. Если сейчас потратить государственные деньги не на прокат старых программ, а в создание новых, мы сможем обновить репертуар».